Мы создаём контент, в который влюбляются миллионы и стараемся делать жизнь лучше, ярче и добрее. Присоединяйтесь!

Нынешние «яжемамы» не позволили бы Макаренко сейчас работать в школе: принципы и методы воспитания великого педагога

Начиная всё сначала

Частенько под статьями о жалобах на плохое поведение детей можно увидеть комментарии в виде упрёка, что я (или другой учитель) плохой педагог потому что не могу справиться с детишками, а вот у Великого Макаренко всё бы получилось! Не человек, а глыба! Он показал бы всем современным убогим «училкам» как надо работать и учить наших детей!

Честно говоря, читать такое не обидно (как думают авторы подобных комментариев), а забавно и смешно, потому что вспоминающие Макаренко самого Макаренко явно не читали и фильмов о нём не смотрели. Комментаторы знают только то, что когда-то жил успешно перевоспитывавший беспризорников и преступников педагог, но с его методами и принципами его работы они совершенно не знакомы.

И вдвойне потешно читать такие комментарии потому, что зачастую «вспоминатели Макаренко» всегда и во всём стоят на стороне детей, считая их неприкосновенными и априори правыми в любой ситуации. Они даже не догадываются, что у Макаренко был совершенно другой взгляд на воспитание.

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939)

Поэтому исправим этот пробел в знаниях у людей и обратимся к принципам Антона Семёновича. Разумеется, с цитатами. Уверен, многое из написанного ниже современным «яжемамам» и «яжепапам» точно не понравится и такому человеку как Макаренко они явно были бы не рады.

  • Строгая дисциплина. Сейчас принято считать, что ребёнку всё можно, в том числе шалости и нарушение закона (онжедеть!), но Макаренко был другого мнения. Сто лет назад тоже существовали идеи, что детям должно быть всё позволено. Макаренко же был уверен, что без чётких границ (и наказаний за их нарушение) воспитание невозможно и настаивал на соблюдении его воспитанниками строгой дисциплины.
«На самом деле в условиях чистой природы (т.е. отсутствия границ) вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян».
  • Наказания. Макаренко был против наказаний физических, хотя перевоспитание в его колонии и началось с пощёчины главному дебоширу. Из наказаний применялось отлучение провинившегося от обеда, рабочие «наряды» или запирание в кабинете, принадлежавшем самому Макаренко. Это всё делалось для выстраивания перед детьми строгих границ, которые пересекать строго запрещено.
«Есть чисто интеллигентская установка, если ты наказываешь, то ты плохой педагог. Тот педагог хорош, который не наказывает. Я уверен, что такая логика дезорганизует педагога … там, где нужно наказывать педагог не имеет права не наказывать».
  • Коллективизм. Права, свободы и интересы отдельного ребёнка не возводятся в абсолют. «Яжеродители» уверены, что их ребёнок «самый-самый» во всём что можно и нельзя, а Антон Семёнович во главе воспитания ставил коллектив — да, ты хороший мальчик/девочка, но живёшь ты в коллективе детей, объединённых общей целью. Макаренко считал, что воспитание ребёнка без коллектива невозможно. Никакого эгоизма и «я самый лучший, я сам по себе, мне все должны».
  • Труд. Все мы знаем, как порой родителей злит, когда их детки вытирают доску, моют парты или (упаси боже) работают на пришкольном участке. Ох, а сколько ненависти вызывает это ужасное слово «картошка»! Макаренко был другого мнения: все воспитанники работали в огороде, в поле и в мастерских, а также сами убирали и следили за собой. Работали не просто так, а в коллективе ради общего дела — опять же, никакого эгоизма.
  • Ответственность за себя и свои поступки. Это то, за что Антона Семёновича «яжемамы» с «яжепапами» скушали бы и не подавились: с ребёнком нужно общаться как с взрослым, но и требовать от него нужно тоже как от взрослого. Да, ты личность (пусть и маленькая) и к твоему мнению прислушиваются, но будь готов в полной мере нести ответственность за свои поступки. Взрослые работают — и ты работай. Взрослые отвечают за свои поступки и их последствия — ты тоже будь готов. Макаренко был максимально далёк от принципа «онжеребёнок».
«Любить и уважать человека — это значит предъявлять к нему высокие требования».

Макаренко с воспитанниками

Таковы принципы Макаренко, доказавшие свою эффективность на практике. Важно помнить, что успех заключался и в статусе самого педагога: Макаренко был не обычным школьным учителем, а руководителем детской трудовой колонии для сирот, беспризорников и малолетних преступников, и имел над ними полную власть в режиме 24/7. Только-только закончилась череда войн, в стране царила разруха и голод, а для детей колония Макаренко была единственным шансом получить еду и крышу над головой, о чём они прекрасно знали. Знал это и Макаренко. Не хочешь перевоспитываться и соблюдать мои правила? Хорошо, дверь там, можешь не возвращаться.

Имеет ли подобную власть над учениками современный учитель и может ли он применять принципы и методы, изложенные выше? Боюсь, если даже попросить школьника помыть пол в классе, то это грозит грандиозным скандалом. Живи Антон Семёнович сейчас и попробуй он поработать в обычной школе, то после пары дней преподавания шокированные родители со скоростью звука побежали бы писать жалобы в местный отдел образования, обвиняя учителя в «непрофессионализме», «антигуманизме» и «насилии над детьми».

Так что если вознамеритесь упрекнуть учителя опытом Макаренко, то подумайте ещё раз и вспомните где он работал, какое это было время и какими полномочиями он обладал. А ещё лучше посмотрите хороший фильм «Педагогическая поэма» — первые 30 минут просмотра всё расставят по своим местам. Всем добра.


Источник: Нынешние «яжемамы» не позволили бы Макаренко сейчас работать в школе: принципы и методы воспитания великого педагога
Автор:
Теги: истории из жизни эту страну не победить великий воспитание метод сейчас школа

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
10 золотых правил воспитания Антона Макаренко
10 золотых правил воспитания Антона Макаренко
0
Жизнь прекрасна 19:30 12 янв 2017
Чем родители-французы отличаются от русских: принципы воспитания детей
Чем родители-французы отличаются от русских: принципы воспитания детей
89
Женский каприз 16:15 10 дек 2021
5 проблем домохозяек, или должна ли работать женщина
5 проблем домохозяек, или должна ли работать женщина
83
Женский развлекательный и поучительный сайт. 13:15 18 июн 2020
Суровые методы воспитания у животных
Суровые методы воспитания у животных
0
Сад огород дача и все самое интересное 01:30 01 окт 2016
12 золотых правил воспитания счастливого ребенка, которые должна знать каждая мама.
12 золотых правил воспитания счастливого ребенка, которые должна знать каждая мама.
25
Женский развлекательный и поучительный сайт. 19:10 02 дек 2020
Как вывести пятна со скатерти: лучшие методы
Как вывести пятна со скатерти: лучшие методы
2
Сайт обо всём и для всех 15:52 04 янв 2024
Антон Макаренко полжизни любил попадью с разрешения ее мужа
Антон Макаренко полжизни любил попадью с разрешения ее мужа
1
Настоящая история 14:02 28 мар 2018
Премиум Груп - приятно работать!
Премиум Груп - приятно работать!
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 23:30 19 сен 2021
Обнаглевшие детки в школе или неумение работать?! Крик души учителя
Обнаглевшие детки в школе или неумение работать?! Крик души учителя
47
Здесь только хорошие новости! 01:00 10 май 2021
Ученье и труд. Должны ли дети работать в школе?
Ученье и труд. Должны ли дети работать в школе?
0
Интересности 12:01 17 фев 2017
5 уловок, позволявших воспитывать детей при дефиците времени и денег. Что о них думают сейчас?
5 уловок, позволявших воспитывать детей при дефиците времени и денег. Что о них думают сейчас?
6
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:30 14 ноя 2023
Чему учат в школе: 7 необычных школьных предметов, которые существуют в разных странах
Чему учат в школе: 7 необычных школьных предметов, которые существуют в разных странах
4
Человек познаёт мир 01:30 11 мар 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства