Мы создаём контент, в который влюбляются миллионы и стараемся делать жизнь лучше, ярче и добрее. Присоединяйтесь!

5 заблуждений о «счастливом советском детстве»

Дети хотят как можно быстрее стать взрослыми, а взрослые идеализируют эту беззаботную пору, когда были детьми. В интернете ходит много статей о неповторимом счастливом детстве советских людей. Но действительно ли это так? Давайте разберемся по порядку.

Воспитание в яслях и детских садах

Когда ребенку исполнялось два месяца, женщины выходили на работу, а неработающие бабушки были не у всех. По этой причине детей определяли в ясли. Понятно, что о грудном вскармливании в этом случае не стоит говорить. И чем же кормили советские женщины своих младенцев? Кислым кефирчиком и творожком из молочной кухни, перетертым печеным яблоком или измельченным печеньем, залитым кипяченым молоком.
С самого нежного возраста детей приучали к жесткой дисциплине и повиновению. Наказания были довольно жестокими и унизительными, направленными на подавление всякой воли.

Лучшее в мире образование

Мы не будем сейчас говорить о методике преподавания, но главной целью воспитательной работы всех школ страны было приучить детей к повиновению. Все носили одинаковую форму, жили по одним и тем же правилам и законам, одинаково отвечали на вопросы, и любое инакомыслие тут же пресекалось. А рукоприкладство учителей было почти узаконено. Затрещины, подзатыльники, удары по голове и рукам линейкой – все это было нормой отношений между учеником и учителей и учило тому, что нужно молчать и подчиняться.

Полезная еда

Во всех детских учреждениях, будь то ясли, сады или школы, повара воровали продукты и делились ими с администрацией. Было ли это следствием тотального продуктового дефицита или привычкой к воровству, неизвестно, но еда, приготовленная из оставшихся продуктов, была отвратительной. Дети давились комковатой кашей, несладким киселем с толстой пенкой, хлебными котлетами с красной подливой. Меню в дошкольных учреждениях было однообразным, почему-то не было ни фруктов, ни свежих овощей.

Трудовая повинность

С младых ногтей ребенка приучали к труду. Все начиналось со школы, где учащиеся малы полы в классах, коридорах, чистили плинтуса и панели, а также лестничные пролеты. В летнее время работа на пришкольном участке, дополнительно старшеклассники должны были участвовать в ремонтных работах.

В сельской местности учащиеся ходили на фермы, где доили коров и раздавали корма свиньям. А постоянные субботники и трудовые десанты?! А уборка урожая, которая продолжалась весь сентябрь, а порой еще и часть октября? Все это напоминает уже не трудовую повинность, а настоящую эксплуатацию детства.

Полная безопасность

Мы часто слышим, что жизнь в СССР была безопасной и спокойной. И действительно, СМИ никогда не сообщали о громких преступлениях, поэтому люди жили в полной уверенности, что в стране все спокойно. Но в СССР были и убийцы, и насильники, и педофилы, и маньяки, которые творили свои черные дела, и часто их жертвами становилась дети. О сексуальной стороне жизни с детьми говорить было не принято, поэтому даже подростки попадали в криминальные хроники, поскольку были твердо уверены, что живут в лучшей стране в мире, в которой нет места злу.


Источник: 5 заблуждений о «счастливом советском детстве»
Автор:
Теги: удивиться детство заблуждение бабушка безопасность быль

Комментарии (142)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Беисова Светлана 
Думаю, что у вас посто не было друзей.
На все то, что вы описали, мы смотрели с другой стороны. Совместный труд доставлял удовольствие, сближал детский коллектив, мы обьединялись против чего-то или кого-то, мы соревновались, столько адреналина, современные дети не получают. Трудовой или спорт лагерь требовал определенной физической подготовки, но мы всегда были готовы прыгать, бегать, лазить, брать преграды. Романтика. Жаль вам этого не было дано.
Люда -
О каких друзьях Вы говорите? Автору от силы лет 30, все сведения искажены до неправдоподобия!
Ларисочка Цветочкина
Они не искажены. Они поданы беспристрастно, без эмоций про друзей и прочую первую любовь на картошке. Это коробит многих, но фактов не отменяет.
Nataliya
Впечатление, что автор бредит от перепоя или наркотиков.
Шишкина Татьяна 
Вроде и правда.........но настолько гипертрофированна, что даже читать противно....уж свободомыслия и свобододействия было больше чем сейчас
Екатерина Кузнецова
Все что в этом ролике - не правд. Мой сын ходил в детский сад. Нормальные условия, чистота, хорошее питание, добрая и умная воспитательница, спокойные и добрые нянечки, все было совершенно нормально и комфортно. Ничего плохого я сказать о советском детском садике не могу! Все что написано и утверждается в ролике - грубое пропагандистское передёргивание фактов!
Тамара Морсакова 
Мне и самой довелось работать в детском саду.Были среди воспитателей неадекватные люди,как исключение.Бывали и подворовывающие повара,заведующие идр.,но тоже как исключение.Без общих правил в коллективе невозможно,но никто не подавлял в детях их самобытности.Не надо всё очернять.Общество при таком воспитании из этих детей выходило гораздо человечнее.
Ларисочка Цветочкина
Именно: "мой сын". А сама там была? Очень надеюсь, что твой сын сдаст тебя в стардом. Там узнаешь на своей шкуре, что чувствовал твой сын.
Ларисочка Цветочкина
Однако кормили там помоями, годными только на корм свиньям. Факт. Сколько угодно можно петь песни про "человечнее", но кормили свиными помоями.
Евгения Горбунова 
Вот повезло Вам, так повезло. Я свое садовское советское прошлое вспоминаю с отвращением. Воспитателям и няни тогда и правда многое было позволено, ребёнок ведь сказать зачастую не все может. Сына отдавала по этой причине в сад со слезами.Но, сейчас ,как ни крути , контроля больше! И в плане занятий, и в плане наказаний, и в плане питания. Как результат, с удовольствие встречает своих бывших воспитателей. Сам в сад в гости бегал до 4 класса)))
Ольга Махнова 
Бред сивой кобылы... Или просто тролль.
Наталия Казанцева
Я ходила и в ясли, и в детский сад, что-то не припомню ничего из тех ужасов, что были описаны. Да нелюбимые блюда были, повторю нелюбимые, но это не значит что было плохо приготовлено.
Наталья Мисенко 
Вы больны на всю голову-все что пишите вранье-путинская пропогандистка.
Наталья Иванова 
Не цветочкина вы. КРАПИВИНА.
Наталья Иванова 
Ну и брякнула!! А при чем тут Путин!!!! В это время он сам ребенком был.
Вот уж не знаешь как укусить.
наталья кравцова
Какая то грубиянка. Ничего не знает, но обо всем судит
Ларисочка Цветочкина
У вас просто память ни к чёрту не годится, как и у большинства. Либо дома ещё худшими помоями кормили.
Наталия Казанцева
Ларисочка Цветочкина, бедненькая, вы бедненькая. Если судить по вашим комментариям, у вас было ужасное детство. Мне вас очень жаль, потому что у других, если судить уже по их комментариям, ну, и у меня тоже, было все не так плохо. Пожалуйста, не вываливайте на нас свой негатив, ничего уже не изменить, примите то, что было, забудьте или спрячьте в самый дальний уголок своей памяти и живите дальше счастливо.
%D0%9E%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B0+%D0%9B%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%C2%A0
Вот именно. Послушешь таких современных авторов, так сейчас кругом все просто блеск и красота! И все умные, добрые и ответственные!
Галина Кравчук 
Цветочкина, да ты злобная сука
Лариса Жук
Во многих странах для работающих женщин существуют ясли для маленьких и детские сады для дошколят. Женщины уходили на еод в оплачиваемый декретный отпуск и ло трёх лет в отпуск по ухрду за малышом за свой счёт, но с сохранением рабочего места. Кто мог, тот сидел с ребёнком сам. Еда везде была достаточная. В школе всегда были завтраки и обеды. Отличная продлёнка, бесплатные кружки и спортивные секции. БЕСПЛАТНОЕ обучение в техникумах и институтах. Если хорошо учился, получал стипендию. Если отличник, получал повышенную стипендию. ПОПРОБУЙТЕ СЕГОДНЯ ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, если государственных мест 10 на 100 поступивших
Никогда никого не били линейкой и не раздавали подзатыльники. Воспитывалась привычка к труду. А сегодня сплошное барство и просто ленность, пусть кто-то другой вымоет, постирает, уберёт, а мы поработаем блогерами в интернете. мы современные. В жизни очень полезно иметь профессионализм и умение трудиться.Я сама много работаю на компьютере, для меня рабочий инструмент, но руки в моей профессии значат много больше.
В советские времена было очень много хорошего и нечего врать. Сегодня колоссальное материально-сословное разделение людей. Но как во все времена были и преступления, и негодяйства, и сволочизм, и бескультурье.
Ольга Хмелёва
Полностью с Вами согласна. И учеба, и лечение всё было бесплатно. И было уважение к старшим. Как это говорилось:"Молодым везде у нас дорого, старикам везде у нас почет "
Oleksandr Holodenko
Полностью с Вами согласен, мне 55, был и в яслях и в д(с и на продленке - ниразу не получал подзатыльников,а тем более указкой или линейкой -бред,в школьной столовке борщ и котлеты были вкусными-за уши не оттянеш,на субботники ходили и поработать и подурачиться,а школу сами в чистоте содержали,т.к. приятнее в чистоте и порядке учиться.Короче "писака" этот на 100 % не прав.И молодеж была порядочнее,уступить место старшему в транспорте было в порядке вещей,а сейчас - нет слов - и нагрубит и намусорит и т.д.Так что ненадо лить грязь на наше детство и школьные годы,у меня остались только хорошие воспоминания о той поре.
Елена Кузнецова 
У нас были и подзатыльники, и линейкой по рукам били, и в буфете на обед давали чай и полкуска батона с маслом. А уж про ремонты и садово-огородные работы вообще молчу. Мы выращивали овощи для столовой, в которой кроме чая ничего не готовили.
Наталия Казанцева
Елена Кузнеуова, Вам просто не повезло. У нас самое страшное наказание, выйди из класса или родители в школу. А уж если вызвали к дирнктору...
Борис Сивер
С каких это пор -- ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ГОДОВОЙ ДЕКРЕТНЫЙ ОТПУСК? Вы бредите? ДВА месяца ДО и ДВА после родов и никаких там за свой счёт! По поводу ДО родов -- врачи часто ошибались "не в ту сторону", и выходило не два месяца, а месяц-полтора ДО родов. Никому и в голову не приходило эти дни возвращать. Моя жена родила в 1961 году! Всё прекрасо помню! НЕ БРЕШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА! А ВОРОВАЛИ -- ВСЮДУ, ГДЕ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ! 50% ХЛЕБА В КОТЛЕТАХ -- ЗАКОН! ВЕЗДЕ! Моя мама называла котлеты -- "ХЛЕБЕТЫ"! Помните, у Хазанова ("студента кАлинарного техникума") -- "повар с перепугу В КОТЛЕТЫ МЯСО ПОЛОЖИЛ!" Вы ведь тогда не жили -- ЧТО ВЫ БРЕШЕТЕ? И какие там "бесплатные" школы, ясли, ВУЗы и пр.? Это же всё из ваших денег, которых вы просто НЕ ВИДЕЛИ? Ведь ваша зарплата была В 20-30 РАЗ НИЖЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИЛИ АМЕРИКАНСКОЙ! Немудрено уделить ВАШИ же копейки на всё "бесплатное" (оно только в мышеловке бывает). РАБ -- ОН ВСЕГДА УБЕЖДЁН, ЧТО ЭТО ХОЗЯИН ЕГО КОРМИТ, СОДЕРЖИТ, ДАЁТ БЕСПЛАТНОЕ ЖИЛЬЁ И Т.Д. И невдомёк ему, РАБУ, что это ОН кормит и сожержит хозяина, а тот уделяет ему копеечную зарплату и "бесплатные" услуги. В ЛАГЕРЯХ -- ТАК И ВООБЩЕ ВСЁ БЕСПЛАТНОЕ! ВОТ РАЙСКАЯ ЖИЗНЬ-ТО! Эпизод из быта начала конца 60-х годов. Отцу перепало в качестве мелкого "хабара" аж ДВА круга копчёной колбасы. Не той, что в магазинах ("через чёрный ход, через директор магазин..."-- помните Райкина, или вас тогда и в проекте не было?). А той колбасы -- что в спецраспределители, для "БЕЛЫХ ЛЮДЕЙ". Мамы дома не было. Лежит колбаса на столе и благоухает на всю квартиру. Мама о ней не знает. Открывается дверь, заходит мама, останавливается, тянет носом воздух и говорит: "ОЙ, ЧТО ЭТО ЗА ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЗАПАХ?" Мы все расхохотались. Мама ещё ПОМНИЛА ТОТ ЗАПАХ и ТО ВРЕМЯ! Господи, как много сосунков-недоносков-троллей, нажимающих кнопочки и БРЕШУЩИХ НАПРОПАЛУЮ -- В РАССЧЁТЕ НА ТО, ЧТО СВИДЕТЕЛИ ВСЕ ПОВЫМЕРЛИ ИЛИ КОМПЬЮТЕРАМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НЕ УМЕЮТ. Или -- сами из тех, "белых людей" (парт-гос-номенклатура, торгаши, чекисты и прочая шваль).
Наталья Мисенко 
Спокойно дедушка-от злобы у вас может инсульт хватить-как же вы тогда будите доживать при любимом путинском строе.
Nataliya
Борис, как мне жаль вас и вашу семью, которая не ела мяса или колбаса была редкостью. Я ходила в садик в 60- ые года, готовили вкусно, на воспитателей не могу жаловаться, а младшая сестра была в яслях и очень хорошо помню, что зимой деток ложились спать на верандах,тепло укутанных, чтобы они могли дышать свежим воздухом. В 80 гг. в садик ходила моя дочь и тоже все было замечательно. Такое впечатление, что вы жили не в советском союзе , а непонятно в каком захолустье и почему то очень озлоблены.
Борис Сивер
Забыли старый анекдот про бессмертного Рабиновича? Который, попав в забугорный супермаркет и увидев 40 сортов копчёной колбасы, тронулся мозгами, стал бегать по всему магазину и кричать: "Коммунизм! Коммунизм!" Вызвали скорую. надели смирительную рубашку и повезли в психушку. По дороге он захотел в туалет. Завели, освободили от рубашки. Он стал судорожно хватать рулоны туалетной бумаги и совать себе за пазуху. Потом заявил, что никуда из туалета не уйдёт. Потому что его 40 лет беспорочного трудового стажа дают ему право провести остаток дней на этой шикарной ВИЛЛЕ.А теперь -- НЕ анекдот: 80% советских граждан попав за бугор и увидев то же, что и Рабинович -- испытывали ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК.И ГЛАВНОЕ, что до вас НЕ ДОХОДИТ -- БЕСПЛАТНЫЙ СЫР БЫВАЕТ ТОЛЬКО В МЫШЕЛОВКЕ. Никто ничего бесплатно вам не предоставлял -- ВСЁ ЭТО БЫЛО ЗА ВАШИ ДЕНЬГИ ! КОТОРЫХ ВЫ НЕ ВИДЕЛИ ! сЕЙЧАС Я ЖИВУ В ХАЙФЕ. И могу сравнивать. Моё нищенское пособие по старости БОЛЬШЕ моего геологического заработка НА ЧУКОТКЕ ! С полярным коэффициентом, северными надбавками и полевыми! И из многих туалетов (которых много) иногда и впрямь уходить не хочется (настолько ни просторны и чисты).
Наталья Иванова 
Напомнил о 40 сортах колбасы за бугром.И что сейчас имеешь 140 сортов колбасы.А жрать эту колбасу не возможно.За что боролись на то и наполнились!
Nataliya
Борис , северные надбавки были за работу в тяжелом холодном климате, а ваше пособие по старости в Израиле- бонус за выживание в жарком и сухом пустынном климате . Все закономерно!
Оксана Ильенко 
А где это ваша мама до революции колбасу вкушала ? Сама в деревне производила ?
Татьяна Данилина
Очередной антисоветский бред.
Детей сдавали в ясли с 2 месяцев в послевоенные годы.
Я сама никогда не ходила ни в ясли, ни в детский сад.
Мои дети 1984 и 1987 годов рождения.
Со старшей сидела дома до 1,5 лет, с младшей до 3.
Владимир
Юля, что за моральный тупица писал эту статью?
Ольга Хмелёва
Да уж,такого бреда я ещё не слышала. Видимо писал тот, кто не жил в это время.
Ларисочка Цветочкина
В чём бред, можно уточнить? В рассказе о трудовом воспитании, больше напоминающем эксплуатацию труда несовершеннолетних, или в повествовании о ворюгах-поварах?
Оксана Ильенко 
По поводу трудового воспитания ,"больше напоминающем эксплуатацию несовершеннолетних,в Японии ,в которой не было и нет "счастливого советского детства " до сих пор дети в школах моют классы и коридоры школ .
Ларисочка Цветочкина
Не вижу в этом ничего хорошего.
Эльвира Гавриленко 
Не могу в стороне остаться и я.Сама росла в СССР.Но из описания все этого только окраску сменила бы на строго противоположную.Трудности были,согласна:и с отработками в колхозе,и на приусадебном участке,но это тогда ,в детстве казалось,что трудно,а теперь я благодарна тем,кто это придумал,потому что вся моя жизнь строится на том,что везде надо рассчитывать только на себя-и это правильно.А нынешняя молодежь,мои дети в том числе поражают своей безответственностью,инфантильностью,неспособностью мыслить,принимать решения,ждущие постоянной подачки,считающие,что весь мир у них в долгу.А теперь еще и гаджетозависимость,развивающая у дошколят слабоумие,истерию и ожирение в более старшем возрасте.Я бы вообще теперешний мир назвала чье-то продуманной акцией против бывшего советского народа и мира в целом.Как-то так...
Наталья Иванова 
Как много отзывов на эту ПИСАНИНУ!!!!! ЭТО говорит о том что автор просто КОЗЁЛ ПЕРЕОДЕТЫЙ не знающий ничего о детстве в СССР !!!!!!
Екатерина Аксенова 
Все настолько преувеличино. Сама ходила в детсад и школу, но что воспитатели и учителя детей не били, а рукоприкладство, если кто и позволял наказывалось. А автор утверждает, что детей били сплошь и рядом Чушь и ещё раз чушь! Не вкусный завтрак или обед, бывало но редко. Да, детей рано отдавали в ясли, но кормящие мамочки отпускались на кормление ребёнка Сама через все это прошла. А что касается труда, то труд ещё никого не испортил, зато теперь лентяев расти. Школьная форма и сейчас бы не помешала. Можно было бы и далее по пунктам, как автор этой никчменной статьи, но не буду. Во все времена, что-то было плохое, так и в СССР, но хорошего в то время было больше. И это было лучшее время у большинства!
Elena Kovina
Про детские ясли правда. Меня мама сдала в пятидневные ясли в три месяца. Но это были 50-60 годы. Затем декретный отпуск увеличили и мамочки действительно сидели до 1.5 лет с детьми, а по желанию (без оплаты) и до 3 лет. Каждый помнит, что он хочет. Но дети точно были воспитанные, хорошо учились, спортивные, компанейские.
Вероника Архипова
То ли ржать над статьей, то ли плакать над автором. Статью написал либо: закомплексованный изгой времен СССР, либо избалованное замусоленное мамой и бабушкой дитя мужского пола, либо засранный казачок единых пидорОсов России. Перешла по источнику. Этот мудила даже не подписался. Дешевая анонимная статья. Хочется прочесть афффтара, только сказ на тему:"Как хорошо живется в современной России всем счастливым людям". Давай, олигофрен, жги!
Валентина Зубова
Мне жаль автора статьи.
Людмила Ковтанюк 
Я считаю ,что в каждом времени есть и плохое и хорошее .Не было такого .чтобы я почувствовала себя незащищенной .в то время Мне 80 лет и я выучилась и вырастила троих детей и сама работала в школе .Но вот .чтобы за все время вспомнить .что детей били . НЕТ И НЕТ такого вспомнить немогу .И я хорошо пои=мню .что мои дополнительнын занятия по математике ,они вообще не оплачивались никем иникогда ,И мои дети закончили и школы и институты бесплатно ,еще стипендию получали так же как и я .Моя сестра младше на 5 лет она умудрилась в один год в два института поступить .а отец нас оставил .а мама после инсульта и мы знали ,что свое образование она получит .А то ,что мои дети мыли школуу перед началом учебного года -это правильно и на уборке вокруг шеолы это для них была радость .Зато сейчас мои внуки .только готовь деньги и за париты и за школьные доски и за окна и за шторы юИ такое впечатление .что все это надо ежегодно менять ,и куда оно девается??7 так что не надо народ пугать тем временем и не плюй в крыныцю .бо прыйдеться водычки напытись Сейчас надо научиться просеивать всю информацию через свой личный фильтр в своих мозгах .Ибо нас будут сейчас стараться напугать чем угодно ,чтобы все жиди в страхе и боялись даже подумать о чем то другом так как может быть еще веселее и интереснее .Все познается в сравнении и у каждого свой порог счастья и горя .Желаю каждому мудрости и веры в себя и в свои силы
Вероника Архипова
Ошибки? Какие ошибки? Вы о чем? Я заметила только,что Вы в своем возрасте прекрасно владеете компьютером )))
Ирина Алпатова
Прекрасный комментарий! Благодарю!
Натали Бендербей
о эксплуатации детского труда,правда.уборка свеклы выпадала на первые морозы.помню этот собачий холод и негнущиеся пальцы.весной на камни,осенью на картошку возили.работали в дождь и холод.но самый большой ужас это лагеря "труда и отдыха".спали в бараках на нарах,туалеты...гигиена для девочек не предусмотрена.почти никакого отдыха,да и не до отдыха.не успел норму сделать,гонят утром до завтрака,не успел,не поел,после завтрака в поле до обеда и снова в поле.сделали больше ,чем взрослые колхозники,приехали брать интервью.прославились!меня на скорой увезли вечером,переутомление и недоедание сказались.бунты подавлялись физруками.бунтующих на ночные пробежки.если кто думает,что сочиняю...флаг тому в руки!доказывать не стану.
Татьяна Данилина
Боже!
Где и когда Вы жили?
Я родилась и выросла в Советском Союзе, но о таком даже не слышала, не то, что не видела!
Людмила Макаренко
Абсолютно согласна с Вами: рабский детский труд, именуемый «практикой», вспомнить страшно. (((
Вероника Архипова
Да ладно! Трудовые лагеря были. Ездили туда по собственному желанию, за что получали зарплату. Я отдыхала в пионерском лагере, по соседству был трудовой. Никаких бараков (конечно не шикарные вилы). Спали на кровати с матрасом, с подушками, с чистым постельным бельем. Нас в пионерском возили на автобусе на поля на клубнику,никого не принуждая. За что мы получали полное объедение клубникой, потом ее собирали и,в зависимости от собранного урожая, получали еще с собой в придачу ящики клубники, которыми угощали весь лагерь, ибо сами уже объелись. И завтраки у нас были,и обеды,и полдники,и ужины. И гигиена личная. Правда туалеты были-очко. Но это и в домах деревенских такие были. Честно? Они меня не смущали. Мы на это вообще не обращали внимания. Мне не надо Ваших доказательств. А в какой республике такое было? В каком городе? Просто интересно. В Москве и области я такого не встречала.
Вероника Архипова
А что там страшного? Что к труду приучали? А когда учились в техникумах,пту,институтах,то на практику отправляли по специальности. Теория-это одно. В большинстве все познается на практике. За то сейчас раздолбаев достаточно. Я знаю четверых таких раздолбаев: одному 40, ни хрена не работает,на шее у мамочки-пенсионерки сидит. Мамин сынок. Трое у нас в микрорайоне живут: три папашки-домохозяйки. Жены только работают. И это нормально выросло? Лучше б они ходили на практику в детстве.
Ларисочка Цветочкина
Вы, должно быть, рано стали гнилушкой после замечательных яселек, и вам освобождение от сельхозработ дали. Нормальные люди на них ездили, и всё было примерно как Наталья пишет, с небольшими вариациями.
Ларисочка Цветочкина
Какое, на хер, собственное желание? Какая зарплата? О чём вы? Всех гнали, не спрашивая. У нас в Поволжье было не так жёстко, а муж из Средней Азии. Такие ужасы про сбор хлопка рассказывает! Да, я и без него знаю. Родители примерно там же росли и расцветали. Настоящий концлагерь там был. Иногда даже спали на матрасах, привезённых из дома, на цементном полу.
Ларисочка Цветочкина
Так и было. Не дам соврать. А уж это постоянное мытьё школы нашими руками! Как будто на уборщиц учили.
Данил Арутюнов
Ларисочка, ваш муж, наверное, белоручка-обиженка. А вот ташкентский армянин из весьма обеспеченной семьи ездил со всеми на хлопок. Конечно, советский сбор хлопка был не санаторий, но никто не голодал, была горячая вода, девочки спали в комнатах, ребята в коридорах. Меня как тяжелоатлета ставили на хирман (место приёмки сбора хлопка) к туркам-месхетинцам, прекрасному народу.
Данил Арутюнов
Другое дело началось после 1991 года ...
Данил Арутюнов
Самое интересное в этой свежайшей статье официального источника комментарии.
https://www.gazeta.uz/ru/2020/08/20/holiday/
Ларисочка Цветочкина
Ташкентский врун ты, не армянин. Армяне - люди правдивые, а ты трепло.
Натали Бендербей
Белоруссия,Брестская область,город Ляховичи,СШ№2.лагерь в совхозе "Адаховшина".детям никто не платил никогда.не было ни душевых,ни бани,ни кроватей.бунтовали каждую ночь.
Натали Бендербей
было и хорошее!спортивный лагерь,лагерь для детей гос аппарата,секции спортивные,спартакиады,игра зарница,походы...у нас в Белоруссии замечательные озёра,дома отдыха и тур базы на них.каждое лето ездили.а вот в школьной столовой кормили абсолютно не съедобным!за то преподавали!педагоги бесподобные!всех люблю и общаюсь с теми ,кто ещё жив.
нина скольдова 
Не хотела писать но не выдержала,так передергиваете факты ,что просто стыдно за вас,школу не мыли , ее мыли технички а мы мыли только свои классы, в спортивно трудовой лагерь еще попасть надо было ,брали не всех,и путевка туда стоила денег,и я кстати тоже с Волги,зато мальчики вырастали ,умеющие многое делать своими руками а девочки ,умеющие шить и гоьовить,а уж умение отстаивать свое мнение оттачивалось в различных диспутах,о которых вы даже не имеете представления,можно много написать,но вам это ведь не нужно ,обыкновенный троль.
Светлана Желтова 
Эх, надо была вас в Карелию пригласить, вот и заодно испытали бы все вышеописанные прелести!
Евгения Горбунова 
Вы знаете, сейчас тоже есть возможность потрудиться на благо школы) только это ОПЛАЧИВАЕТСЯЯ, причём очень неплохо. Очевидный плюс , на мой взгляд, что мой ребёнок чувствует свою значимость и учится обращаться именно с заработанными легально деньгами, ну и про налоги узнает)
Татьяна Данилина
Это Вы мне?
Почитайте мой пост, там написано, что я никогда не ходила ни в ясли, ни в садик. Со здоровьем все в порядке.
И на сельхозработах бывала. Нас каждое утро возили на работу и потом возвращали домой. А иногда осенью и после уроков ездили на уборку.Не каждый день, конечно.
Поработали 2-3 часа, вернулись домой. Поели, помылись, еще и уроки успевали приготовить на завтра. Никто ни разу не заболел и не умер.
Никогда не слышала от своих одноклассников никаких страшных воспоминаний о тяжелой работе в школьные годы.
Елена Кузнецова 
Нас не спрашивали, отправляли всех, а про так называемую зарплату сказали, что деньги пойдут на выпускной и подарки нам на выпуск. В итоге выпускной должны были оплатить родители, мы устроили бойкот и отказались от него. Собрались классом без учителей. А подарки были... на последнем звонке нам вручили по книжке в мягком переплете... Видимо столько мы заработали за все годы на колхозных полях и ремонтах (замечу, ремонтировали не только школу).
Вероника Архипова
Даааааааа, в РСФСР такого не было. Вот вам белорусам не повезло. И сейчас батька с трона не слезает.
Натали Бендербей
белорусская толерантность)))
Вероника Архипова
А у нас в РСФСР все было только по желанию. Практика? Да. Была принудительная. Меня заслали в магазин. Нормально так. А вот БАМ, трудовые лагеря были по желанию. И оплачивались. И кормили, и спали.
Данил Арутюнов
Ларисочка, если бы ташкентский армянин был бы трепло, то не смог бы стать Хинди переводчиком Всея Руси и НЭзалэжной.

http://www.translatorscafe.com/cafe/member70739.htm

https://smartcat.ai/marketplace/user/danil-arutyunov

https://translatorsauction.com/ru/profile/857202209
Наталья Мисенко 
Ну вот в этом я согласна с вами-было такое но не в школе,а у первокурсников зачастую,но всеравно было весело и очень дружно.
Данил Арутюнов
Работал общий телевизор до 23-00. Были магнитофоны, радиоприёмники, электроплитки для разогрева домашней еды от приезжающих родителей, ежедневный подвоз периодики, на дискотеки в выходные дни приходила местная молодёжь без всяких эксцессов. Понимаю, с вашим мужем никто дружиться не желал. Такие обычно крысячили еду и собранный хлопок у товарищей:(((
Данил Арутюнов
"Крысы" жили в самом дальнем углу пацанского коридора с погонялом "угловые", а девочки со своими "крысками" разбирались весьма жестоко, но с сохранением внешней благопристойности. Наверное, вашу обиженку деФочки ТОГО ...(((
Ларисочка Цветочкина
О чём тут можно спорить? Люди забили себе голову твёрдым убеждением, что тогда было хорошо во всём, а сейчас васё плохо. Пусть живут в своём кошмаре и тихо тоскуют по идеальному прошлому, которого у них никогда не было. Мы плохие, потому что разрушаем их иллюзии, а это, ведь единственное, что у них есть.
Ларисочка Цветочкина
А мы всю школу мыли. Мыли! Было такое! Если у вас не было или вы не помните, это не значит, что не было.
Оксана Ильенко 
Неоднократно была в трудовых лагерях .Ничего из рассказанного вами не видела ни разу .Нас подростков с севера летом возили в Краснодарский край .Собирали кабачки ,томаты ,яблоки.Подвязывали виноградную лозу .Работали по четыре часа в день кроме субботы и воскресенья .В остальное время купание в море,спортивные соревнования ,вечерние дискотеки ,походы в кино .По выходным поездки на экскурсии ,в парки развлечений .Нам нравилось .
Натали Бендербей
так это было... вам не 58?зависит ещё и от начальника лагеря. я пишу о своём, пишу честно, а верить или нет, это уже ваше.
наталья кравцова
За собой убирали. Некоторых учителя учили полы мыть. А сейчас лучше? Набросали мусор и пошли. Техничка вымоет. А дома мать. Кого растим?
Ирина Кужлева
Антисоветский бред из той же путинской серии, что кроме галош ничего не производили
Маргарита Каландарова 
Да, это всё из серии промывания мозгов. В 60 годы прошлого века молодые мамочки действительно выходили рано из декрета, но были очень хорошие ясли и был укороченный рабочий день для мам, чтобы они могли сбегать и покормить дитя.Были везде молочные кухни для малышей.Страна вставала из руин после Отечественной войны и поэтому много трудились.Поэтому и наш Гагарин был первым в космосе. А без труда- не вынеш рыбку из пруда.Я презираю ленивых людей. И очень хорошо было, что со школьной скамьи детей приучали к труду и ответственности.Поколение росло самостоятельным.Никаких денег в школах не собирали, разве что на выпускной. До сих пор вспоминаю обалденные беляши в школьном буфете.В общем народ не шиковал, но всё необходимое у всех было. Социалка и профсоюз работали.Даже алкашей трудоустраивали.Воровство и преступление есть в любом обществе, но смотря в каком количестве. В СССР была низкая преступность.Люди были духовнее и дружили и поддерживали друг друга, а теперь домой всё реже приглашают.А сейчас дети не приспособленные растут, суицидом заканчивают, пиво да наркотики.. Не зря кто-то из-за бугра говорил-Как только молодёж СССР оденет джинсы и возмёт в руки колу-они наши-.Всё это делается ради разложения нового поколения.Чтобы они были глупыми и безграмотными. Такими легче управлять.
Татьяна S@
Так было, да. Сама лично в школе ездила на уборку клубники и свеклы. Спали реально в бараках по 20 человек, туалет на улице, душ на улице, дубак жуткий. Благо всего неделю. В яслях и саду, слава Богу, не была. Были бабушки и дедушки. Еду в школьной столовой помню - не фонтан, конечно, но вполне нормальная. А чем плоха школьная форма?? Наоборот, считаю, так и должно быть. Плохо, когда кто во что горазд, от лосин до мини-юбок.
Евгения Горбунова 
Школьная форма- это совсем неплохо. Это действительно объединяет. Только почему бы ей не быть красивой и удобной) помню, было шиком когда форму девочкам привозили из Прибалтики , и юбка чтобы непременно плиссированная))
Татьяна S@
Я обожала белый фартук. У меня он был очень красивый, с какими-то кружевами (бабушка доработала). К этому фартуку надевались огромные белые банты и белые гольфы))). Мне тогда казалось, что красивей меня нету никого в целом свете))). Молодость... Хотя... я и сейчас так считаю))).
Нина Науменко
Автору не стоит писать о том, чего не знаешь, а информаторов надо подбирать объективных и сведущих. А то информация из серии: ОБС. Или у нас как всегда, один .... ляпнет, а молодежь верит написанному. Печально!
Карина Львова 
А сейчас всех учат поклоняться золотому тельцу , как это делает автор . Заплатили , и она полила грязью СССР , а если завтра заплатят ещё больше , но скажут спеть дифирамбы , споёт лучше соловья !
Ирина Северинова 
Такое впечатление, что это писал человек, очень сильно обиженный жизнью. Кошмар, как всё перевёрнуто с ног на голову!
Елена Р.
Реально, деградант какой-то писал )) везде и во все временах есть свои плюсы и минусы.
А тут все минусы гипертрофированны, а о плюсах не слова. В те времена (с тем воспитанием) люди хоть вырастали человечнее, а сейчас сплошной эгоизм и расчеты в головах
Екатерина Макаенко 
Какая бредовая злая статья )))) я 1982 года рождения, у меня было детство в отличие от сегодняшних дете, которые из дома не выходят и сидят в компьютерах, в телефонах и планшетах ))) а мы гуляли, домой не загонишь, лазили по деревьям, играли в казаки разбойники, вышибалу, стоп кали кало, вот это было детство, это сейчас дети зомбированные, больные от гадкой еды, воздуха и воды, о чем вы вообще пишете тут
Нина Бургарт 
Полная ерунда! Безобразное вранье! Извините за категоричность... Сама жила в СССР! Не идеал, но были ценности,порядочность,в отличие от нынешнего общества... И как гадко автор преподносит искаженные факты...с ним (автором) явно что-то не так!
Марина Соломина 
Мне хочется задать только один вопрос автору. Судя по статье результат того времени - это неудачники, нечестные, бескультурные, ленивые и инертные люди?Не хочу, но вынуждена напомнить о времени сейчас, когда по улицам не пройти, чтоб не услышать мат из уст младенцев. Дети, которые только начинают говорить, уже знают все матерные слова. Может быть это и есть современное образование?
Tatiana Gaevskaia
Со статьей полностью согласна, подавление индивидуальности , воспитание серой массы вот главная задача руководства,а серостью легче управлять
Вероника Архипова
А сейчас Вами не управляют? Рекомендовали принудительно нацепить намордники. Неугодных мочат: то приступ сердечный, то сам умер. В СССР даже о митингах не думали. Не нужны они были. А сейчас? На митинг пошел-в КПЗ, рот открыл,правду высказал-в тюрьму, много высказал-неожиданно умер от сердечной недостаточности, ну и много еще каких болячек бывает.
Anna Galkina 
А сейчас лучше? Сейчас как раз и воспитывают серость, необразованное быдло, чем тупее – тем лучше! Школу дети закончить нормально не могут без дополнительных курсов и репетиторов! Знаний 0! Все пялятся в «смартфоны»...
Евгения Горбунова 
Ну, не надевайте намордники) поставьте Ваших старших близких под угрозу, сыграйте с ними в русскую рулетку( кстати, большую часть рабочего дня и до этого ходила в маске типа 3М и , знаете, не смертельно)
Вероника Архипова
Не смертельно, но глупо и бесполезно. Я этот намордник не ношу. Вокруг короны столько вранья,что наводит на мысль: а есть ли мальчик? Подставить близких под угрозу? У нас,кстати, туберкулезников полно. И давно. Но никто никогда маски не надевал. А сейчас все, издец? Без намордника помрешь? Бредятина! Не ношу это изобретение Собянина, не носят мои и друзья и родственники. Обнимаемся, целуемся. Прививки от гриппа никогда не делала. Последний грипп был в 2001 г. Еду в маршрутке: заходит женщина в маске. Позвонили ей-масочку сняла-поговорила-масочку нацепила. Опять позвонили-сняла-поговорила-нацепила. Все,издец. У нее корона. А от пневмонии люди и без короны умирают. Кстати: от туберкулеза тоже, от СПИДа, гепатита, инфаркта,инсульта.И просто от старости. А вот намордник,доказано уже, что бесполезен. И как раньше люди без перчаток ездили в транспорте? Ведь бородавки там, грибок. Тоже заразные заразы.А сердечникам, астматикам и бронхо-легочным вообще противопоказаны маски.
Жанна Ахмед
Всё правильно написано, именно это я и помню из своего счастливого советского прошлого, ненавижу СССР
Елена Р.
А сейчас, прям, жизнь ваша «в шоколаде»?)))
ВИЗЫ СТРАХОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИИ
ну да - ну да))) Бред полнейший!!! Поколение наших бабушек - мам и мы сами говорим, что, оказывается жили то при коммунизме! Всё с ног на голову перевёрнуто в статье! Начиная от еды в садиках-школах до трудовых лагерей. И на каникулах на практику ходили - работали, общались. веселились и получали ещё за это деньги! Тунеядцы и бездельники были и в те времена - работать не хотели - только все им должны( Что плохого в том, что детей с детства приобщали к ПОСИЛЬНОМУ труду - никакого детского рабства не было! Не надо врать! Мы учились в ВУЗах и в трудовой книжке у нас шёл стаж , как за работу - где это сейчас? мы получали стипендии, лично я получала Ленинскую - 150р. Можно писать до бесконечности.... Неблагодарных очернителей того времени хватало тогда и сейчас будет в избытке((( а я так скажу коротко и ясно% ЗАВИДОВАТЬ НАДО МОЛЧА!
Душечка
Самое удивительное, что при всем при этом, в СССР были здоровые дети, не то что сейчас, мы выиграли войну, да было тяжело, но многие и сейчас ещё живут, их называют долгожителями. А сейчас при том что всё есть, и как пишет автор, никто не эксплуатирует детский труд, процентов 90, нездоровы, и умирают в разы больше, чем тогда, так чем лучше нынешние тепличные условия для детей. Как говорится без труда не вынешь рыбку из пруда, а сейчас на всём готовеньком живут, вот и нет никакой защиты и иммунитета у детей наших. А то что раньше ничего не было так это везде, в то время, а не только в СССР, в Америке тогда, не меньше было эксплуатации детей, автор ты не прав, не пиши лучше больше, о том чего не знаешь, стыдно должно быть тебе за такую статью.
Горчакова Ирина
Что за идиот это написал? И вы всерьёз это обсуждаете? Любое событие можно представить в таком мерзком варианте. Вот такие технологии развалили Украину, теперь взялись за Белоруссию. Просто мерзость!
Елена Фаворина 
А я согласна с автором! Конечно, многие минусы голодного социализма преувеличены, но в целом, статья правдивая. А правда, как известно, не всегда бывает сладкой. Чаще всего, правда-ГОРЬКАЯ!
Елена Р.
А если о теперешнем времени написать аналогичную статью, с таким же преувеличением минусов, читать возможно будет ещё страшнее ))
Lola ЮГ
Да полностью с вами согласна Елена !!!Я горжусь тем что жила и росла в СССР!!
У каждого своя правда !У меня было счастливое детство !со всеми походами работами на поле собирание хлопока ни кто не уставал не ноили ни кто не бил нас не заставляли делать насильно! Лучшие учителя медицина !Люди были добрыми счастливыми я не хочу сказать что сейчас плохо но того душевного трепетного и лучезарного которое было тогда нету сейчас или тогда были ценности другие !люди ! и век другой!!Всем мира и добра!
Елена Гурзуф
50*50. Из хорошего разве что школьная столовка и любые кружки во дворце пионеров. Рабский детский труд, именуемый практикой, забыть невозможно. Кроме всех этих генеральных уборок школы, прополок санаторских газонов, сбора винограда и шиповника не забуду, как надо было встать в 5 утра, чтобы к 6 быть на другом конце безлюдного тёмного города (автобусы так рано не ходили). 13-14 лет, из освещения в лучшем случае, луна. Собирать розу в мешки, которые привязывали на пояс, кг так на 5-7, до 12 дня. Ехать надо было в кузове грузовика по очень второстепенной горной дороге с поворотами и перепадами высот. Охрана труда по-советски. Розовое масло на экспорт, за золото, б***ь. Ненавижу.
Татьяна Данилина
Странно, розы обычно цветут летом. А в это время года в 6 утра уже везде светло, солнышко летом рано поднимается :)
Вероника Архипова
Восход солнца в Крыму (конец мая, начало июня – прекрасное время для сбора лепестков роз) около 5 часов утра. Вставая в 5 часов утра, уже во всю светит солнце. Ну,если,конечно Елена не собирала розы с виноградом в январе. А может в СССР солнце по принуждению по-советски светило? Как приказывали-так и светило?
Елена Гурзуф
В 6 утра надо было уже в машине сидеть, а идти до неё минут 40. Не путайте восход с рассветом. Восход солнца на Земле — момент появления верхнего края солнечного диска над горизонтом. Так вот в начале июня верхний край в 6 утра только появляется.
Оксана Ильенко 
Ага ,у меня тоже возник вопрос ,это где же летом в 6 часов утра темный город ,и в небе только Луна .И автобусы в советское время в городах начинали ходить рано .
Elena Drozdova
И минусы и плюсы были у нашего советского детства. Моё пришлось на 70-80-е. Да, в детских больницах, пионерских лагерях (и не помню что уж там было в садике) на еде действительно наживался персонал. Инфекционную больницу, где я пролежала 40 дней с желтухой в 6-летнем возрасте, до сих пор вспоминаю с ужасом, а в детстве мне про неё долго снились кошмары. Не буду описывать подробности пребывания. Как-то прочитала воспоминания женщины, которая работала санитаркой в больнице, пока там лечился её сын - тоже из разряда кошмаров. Учителя в школе были разные конечно. Но на уроки с удовольствием мы ходили только к одной, к двум - хорошо, а три над нами реально издевались - обзывались, орали, одна взяла моду уводить в лаборантскую и лупасить указкой опоздавших. Клубника с розами у нас, к сожалению, не растёт, а возили нас в трудовой лагерь на капусту. А в студенчестве на картошку. Абсолютно бесплатно. Можно было забрать домой кочан капусты. А вот картошку в студенчестве отбирали - даже милиция обыскивала автобусы ((. Вообще уборку в классе и в школе, работу на пришкольном участке мы не считали каким-то рабством, просто проводить время вместе было довольно весело )) И да, гуляли где хотели, учились сами ориентироваться в обстановке на улице или в лесу, оценивать опасности и избегать их. Здорово, конечно, что по теплу можно было торчать на улице целыми днями, и игры были компанейские и активные!
Вероника Архипова
На еде и сейчас наживается персонал. Это неистребимо. Правительство еще больше разворовалось. И не столовке в саду и в школе,а в государственных масштабах.
Галина Иванюгина 
Самое светлое воспоминание - школьные годы,веселое студенчество.Добрые отношения,дружба,первая любовь,светлая и чистая.
Мария Протасова 
А ещё давали квартиры без ипотек. Родился ребёнок, второй, третий, пожалуйста, расширение жилья. Без ипотеки 1-комнатной под 30 тысяч на всю жизнь. И детям потом жить негде. Только если сами себе возьмут по ипотеке. Молочная кухня. Садик и школа бесплатно и возле дома, ну или по пути на работу, а не в соседнем районе за взятку. Поликлиника возле дома. Одеждой и обувью делились, они были из натуральных вечных материалов, так что хватало всем поносить пока растёт и другим передать. Алкоголиков забирали в вытрезвители, чтобы они годами вокруг кровь не сворачивали. Лечили. Хоть как-то с этим боролись. А сейчас пока он не захочет, его не имеют право трогать. А он не захочет. Все вокруг полягут, а он останется жив и здоров. Помню училок лютых, так это не всем повезло, человеческий фактор. У меня было освобождение и от спорта и от трудовых лагерей и от пионерских тоже по состоянию здоровья. У меня не было прививок, медотвод. Всякое было. Но экономика росла, работа была, жилье было, перспективы. Автомобили давали по очереди. Так что... А сейчас ты всем должен, вклад на 1,5%, а кредит под 40%. Везде со взяткой ходи.
Елена Конева 
Не надо переходить на личности. Конечно, как всегда, правда где-то посередине. НО! До сих пор вспоминаю с возмущением, как каждую неделю школьники с мылом и тряпками драили панели в спортзале, панели в коридорах, лестничные клетки и окна. Кроме того, один раз в неделю после 19.00, когда заканчивались занятия в школе, дежурное звено в составе 4 человек приходило из дома, чтобы вымыть закреплённый за классным руководителем кабинет, заканчивая это мероприятие после 20.00.Кроме того, один раз в неделю вся школа сидела на общешкольном собрании после занятий и слушала всякий бред про партию-нашего рулевого. Апрель- бесплатный рабский (не побоюсь этого сравнения, поскольку даже не кормили нас) труд каждое воскресенье, потому что надо было открыть виноградники после зимы. Виноградари знают, как тяжело открыть виноградники после зимы, а нас, детей, тупо заставляли, ослы-наставники. Летом практика в школе- под каждое дерево на школьном участке-10 вёдер воды каждый день, покраска парт и окон, полы тоже красили, начиная с 10-летнего возраста. В сентябре-октябре опять каждое воскресенье виноградники, сбор урожая и укрывание на зиму. Жёлуди для свиноферм собирали каждую неделю осенью, и попробуй не принести, устанешь слушать.Молчу уже про макулатуру и металлолом. А жила я не в деревне, в столице Киргизии! И училась в школе,что напротив горсовета, с городским отделом народного образования в одном здании. Не надо пытаться за розовым туманом детских воспоминаний оправдать эксплуатацию детей в то время
Вероника Архипова
В РСФСР такого не было.
Вероника Архипова
В Москве мыли класс 2 человека после уроков. Спортзал,панели в коридорах, лестничные клетки и окна не мыли никогда. Общешкольные собрания,если и были,то крайне редко. Я и не помню их даже. По вторникам минут 10 была политинформация. Металлолом,лично я, никогда не приносила. Макулатуру принести совсем не сложно. Раньше инета не было. Газета хорошо выписывалась. Летом практика в школе- под каждое дерево на школьном участке-10 вёдер воды каждый день. Не верю,что каждый день. Может и каждый,но по очереди. Правда,как деревья не загнулись после такого обильного полива,не понимаю. Отдыхая в Крыму в санатории, ни разу не видела,что б там деревья поливали каждый день. Покраска парт и окон? Неее, мы москвичи лентяи. Не красили ничего.
Ольга Воробьева 
Вы в каком году учились и в какой школе? Я выросла в центре Фрунзе. Да, летом была отработка возле школы, но если ты был спортсменом и ездил на спортивные сборы, то ты освобождался от отработки. Но когда ходила на эту летнюю отработку, это было безумно весело, т.к. постоянно обливали друг друга водой (так-то жара), бегали. Трудовой лагерь был, но он был ОПЛАЧИВАЕМЫЙ! Мы ездили в отличный лагерь, каждый день дискотеки, вкусная еда, открытый бассейн, где мы могли купаться после трудового дня. При этом работать больше 4х часов было нельзя по закону. Да, осенью мы собирали желуди и носили их в школу, но в чем проблема? Дубов в городе было очень много, а это было так классно: мама, брат и я, гуляли вечером, беседовали.
Оксана Ильенко 
10 ведер воды под каждое дерево КАЖДЫЙ ДЕНЬ ? Да вы ,милочка ,бредите ! Под этими деревьями ,что ,рыб разводили ?
Ольга Лосева 
Еда в школах была нормальная. На меня за всю жизнь никто руку из учителей не поднял. А форма....Нормально это . Видела я самовыражения, когда в школу к сыну зашла - навстречу накрашенная деваха лет 13-15, из джинсов попу видно, топик что-то там прикрывает. В пупке серьга - самовыражение. Я челюсть уронила, а что говорить о сексуально озабоченных мальчиках такого возраста? Как им учиться?)))) Нет, форма должна быть, может, более качественная, чем тогда, но единая, приличная и никаких вызывающих украшений, маникюра и прочего. Дискриминация? Нет, школа. Врачи же ходят с коротким скромным маникюром и нормально!
Elena Drozdova
Школьную форму, кстати, терпеть не могла. И сейчас против.
Юлия В
А что такого ужасного в школьной форме?
Жумакан Орозалиева
Статья написана не советским человеком
saltanat kairgalieva 
В школе постоянные субботники, учителя были порой жестокими, училась в институте в Ташкенте, хлопок с октября до декабря, холод, грязь, тяжелая работа. Конечно, были радости, но маловато. Сполошной дефицит, вещи и продукты доставали через знакомых. На Мебель, телевизоры, холодильники записывались в очередь.
Lola ЮГ
Не надо врать нагло
О Необыкновенная
Глупость написана. Жалко затраченное на прочтение время
Ирина Алпатова
Статья намеренно написана "желчью", чтобы вызвать подобную реакцию читателей, чтобы читатели разделились на два лагеря - тех, кто при Советах жил с уверенностью в завтрашнем дне и не боялся отпускать детей одних в школу, а к "издержкам", скажем так, относился философски: по принципу "физический труд - на пользу здоровью", "встал на рассвете - увидел красоту рассвета", "одежда в магазинах - одинаковая и не интересная, - так научился шить и вязать, и ходишь в эксклюзиве", "бытовые трудности "на картошке", длящиеся 3-4 недели НЕСОИЗМЕРИМЫ с современной ипотекой...", - и тех, кого коробило любое "отсутствие выбора", который (выбор), безусловно, присущ современной жизни - можно не ездить на картошку/в лагерь/не ходить на демонстрацию; можно носить на груди крестик - и тебе никто не сделает замечание и не осудит, а можно не носить и т.д. Можно есть вкусную еду! (правда, как выяснилось, что "вкусно=вредно", ну, да не об этом речь!). Так вот, уважаемый автор! Мы не нуждаемся в данный момент истории в подобных статьях. Нам нужны тексты, которые, наоборот, носили бы целью сплочение нации! Вокруг - очень неспокойная, нестабильная, и даже агрессивная, - и экономическая и политическая обстановка. Ситуация усугубляется тем, что "враги" и внутри и снаружи. И если против внешних врагов есть (хочется верить, что есть) хотя бы ПВО, то, что касается "врагов" внутренних, - страшно! Общество претерпело жуткое расслоение, у нас уже не так, что у кого-то хлеб черствый, а у кого-то жемчуг мелкий, а так, что кто-то уже не знает, где хранить кэш, потому что все сараи/чердаки и погреба завалены налом, не говоря уже о сейфах и шкафах, а кто-то не может купить себе обувь по сезону, просто по сезону, но модную, не брендовую, не кожаную, а ПО СЕЗОНУ!!! Мы на пороге гражданской войны. Ну, зачем нам разобщаться даже на этом ресурсе из-за того, чего уже нет? Мы не можем вернуться в Советский Союз. И даже те, кто очень-очень сильно хотел бы вернуться, - тоже не может.
Ольга Бисярина 
Бред, конечно. Я 1947 года рождения. Дежурство по классу и школе никого у нас не напрягали. Поездки "на картошку" до сих пор вспоминаю с ностальгией - вместе работали, вместе ехали в автобусе (а было время - и в кузове грузовика со скамейками)и пели. Пионерский лагерь вспоминаю, как лучшее из детства. Для меня было большим расстройством, если родителям не удавалось "достать" путёвку. Ездила ежегодно до 7 класса. Линейки, походы, смотры строя и песни - всё вспоминаю с удовольствием. Кстати, и дочь моя, 1972 года рождения, тоже всегда ездила в лагерь с удовольствием. Со многими из тех, с кем вместе отдыхала, да и с вожатыми, до сих пор поддерживает отношения, хотя бы в соцсетях. Моё детство прошло в г.Коркино Челябинской области, детство дочери в г. Юрюзань Челябинской области. Моё студенчество - в г.Челябинске. И практика в пионерском лагере - тоже самые добрые воспоминания. И сборный отряд "Уралочка" из студентов ВУЗов Челябинска - работа на консервном заводе в г.Тирасполе (Молдавия). Конечно, не всё было безоблачно, были и трудности, и недостатки. Но в памяти - самое лучшее. И, кстати, ещё немного о яслях и детских садах. Дочь отдала в ясли в 3,5 месяца (г.Трёхгорный), потом в детский сад (был период, когда с круглосуточным пребыванием). Прекрасная социализация с раннего возраста. Внук попал в ясли в 1год 4 месяца. Уже через месяц было заметно увеличение словарного запаса. В коллективе быстрее учатся говорить и общаться. Потом, естественно, детский сад, школа - всё как и должно быть. И добавить к этому мне больше нечего.
Баба Яга
Все это было. Только в разные годы. До 2 м-цев матери сидели с младенцами где-то до 60х годов, потом таких было мало. В основном годовой декретный отпуск отгуливали. Городским детям еще было более или менее сносно. Труднее было деревенским ребятам: каникулы проводили дома, на огородах, с матерями в полях - помогали, или сидели с младшими дома, заодно натаскивая воды во все емкости для поливки, для скотины и для своих нужд, пропалывая огурцы и прочая и прочая. В Узбекистане детей откровенно эксплуатировали на хлопковых полях во время каникул, и в учебное время - но это отдельный рассказ.
Трудовой лагерь для городских ребят - это полезно, тем более, что там сколько-то платили, и работали в щадящем режиме. В пионерских лагерях раздражала эта "заидеологизированность". А еще спать заставляли днем. )) страшно раздражало, уже маленькими себя не считали, но надо было два часа лежать с закрытыми глазами. В то же время были дежурства по лагерю, в эти дни даже прилечь не удавалось, хотя как раз отдохнуть хотелось. Вместе со взрослыми целый день работали в столовой: убирались, помогали мыть посуду, накрывать, резать хлеб, чистить картошку... взрослое лицемерие: один день даже читать в тихий час нельзя было, другой день отрабатывали как взрослые по КЗоТу 8 часов.
В нашей школе не били. Правда, мальчишки рассказывали про трудовика, в сердцах мог молотком кинуться или табуретом. Но учительницы оскорбляли учеников, ребят с физическими недостатками, и могли пройтись по любому ученику очень обидно. А подарки любили, даже до склок в учительских доходило, когда делили подарки.
Ольга Хмелёва
В чем вы увидели "ужас"?
Вероника Архипова
Я жила в СССР. И была счастлива. Статья: жалкие потуги пациента психиатрической клиники. Этот олигофрен даже не подписался под своим опусом.
Натали Бендербей
Москва не вся Россия и не весь Союз.мы все жили в разное время и по разному.поле 1980 года лагерь,о котором я пишу закрыли,перестали гонять в сентябре на картошку пори минусовой температуре и дожде.моя дочь ни разу на полях не была.я ей весь этот ужас не рассказывала.я не померла,ни кто от этого не помер,но привкус остался.
Елена Рыбалкина 
Я тоже жила в СССР, и тоже наверное считала себя счастливой. Просто принимали всё, как должное. А по сути чему радоваться ? Сплошному дефициту? Страшные пластиковые игрушки и железный конструктор? Два орешка и мандарин в новогоднем подарке? Выгон в любую погоду на парады и отправка на овощную базу перебирать гнильё? В школе и указкой били и за волосы к умывальнику тащили за то что губы накрашены. И не надо говорить , что сейчас все дети злые , ленивые и зависимые. Таких во все времена хватало. И я рада , что у моих детей есть выбор и возможность реализовать себя. По сути мы были запрограммированы на скучную, серую жизнь без стремления к лучшему.
Вероника Архипова
Москва не вся Россия и не весь Союз. Поэтому я и задала Вам вполне безобидные вопросы: А в какой республике такое было? В каком городе?
Юлия В
Ваши дети, надо полагать, могут спокойно красить губы и все остальное каждый день, и никто в школе им слова не скажет. Да, в этом и заключается счастье.
Оксана Ильенко 
Зато сейчас можно прийти в школу с накрашенными губами ,глазами ,ногтями ,а также с ножами ,топорами ,винтовками .Чем некоторые и пользуются .Советским же детям придти в школу с оружием и устроить побоище в голову не приходило ,видимо ,из-за запрограммированности на скучную и серую жизнь .И видимо ,из-за отсутствия возможности реализовать себя ,именно советские дети вырастая осваивали космос ,строили ледоколы ,атомные электростанции .Что значимого изобрели ,построили нынешние дети ?!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
5 неожиданных перекусов, которые были популярны в Советском Союзе
5 неожиданных перекусов, которые были популярны в Советском Союзе
6
Человек познаёт мир 10:30 06 фев 2024
10 распространенных заблуждений, в которые верят все
10 распространенных заблуждений, в которые верят все
4
Человек познаёт мир 02:30 02 май 2023
Как в советском кино снимали постельные сцены: Ничего личного
Как в советском кино снимали постельные сцены: Ничего личного
8
Человек познаёт мир 09:30 17 мар 2024
10 заблуждений о Средневековье, которые прочно засели в головах обывателей
10 заблуждений о Средневековье, которые прочно засели в головах обывателей
11
Человек познаёт мир 04:30 27 янв 2024
5 распространённых заблуждений о братьях наших меньших, в которые давно пора перестать верить
5 распространённых заблуждений о братьях наших меньших, в которые давно пора перестать верить
3
Человек познаёт мир 15:30 11 дек 2023
Пирожное "Муравейник", как в детстве
Пирожное "Муравейник", как в детстве
2
Женский развлекательный и поучительный сайт. 23:12 14 фев 2024
Зачем в Советском Союзе переучивали левшей, и к чему это привело
Зачем в Советском Союзе переучивали левшей, и к чему это привело
11
Человек познаёт мир 14:30 28 июл 2023
10 исторических заблуждений, которые многие принимают за чистую монету
10 исторических заблуждений, которые многие принимают за чистую монету
2
Интересный мир 10:40 08 янв 2017
10 знаменитейших женщин в детстве, юности и сейчас
10 знаменитейших женщин в детстве, юности и сейчас
5
Женский каприз 21:46 23 окт 2022
Еда в советском кинематографе
Еда в советском кинематографе
2
Интересности 12:00 08 дек 2016
9 заблуждений о пиве!
9 заблуждений о пиве!
0
Интересности 13:58 07 сен 2016
Морковь для плова: как ее нарезать
Морковь для плова: как ее нарезать
1
Сайт обо всём и для всех 15:59 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства