Споры о справедливости более низкой зарплаты женщин по сравнению с мужчинами ведутся не только в моем блоге. Это, скажем, общее место. Мужчины стараются объяснить, что такая оценка женского труда объективна! Женщины уходят в декрет, женщины остаются дома с заболевшими детьми, а на их место берутся другие сотрудники, и так далее. Но вот сфера деятельности, в которой не играет роль ни декрет, ни материнская роль – это искусство. И факт, который внимательно изучили ученые.
Они подсчитали, что работы художниц в среднем продаются на 47,6% дешевле. Это почти в два раза!
Команда ученых из Университета Люксембурга опубликовала результаты исследования, из которых следует: при оценке работ художников респонденты выше оценивают те картины, которые, как они думают, созданы мужчинами, пишет Hyperallergic.
В ходе эксперимента респондентам предлагали выборку неподписанных работ. Участникам нужно было сперва предположить, кто их автор — мужчина или женщина, а затем оценить, насколько каждая из картин им нравится. Чаще всего, если респондент считал, что автор работы — женщина, оценка картины была ниже.
Также авторы исследования проанализировали стоимость 1,5 миллиона картин, проданных на аукционах с 1970 по 2013 год: работы художниц оценивают в среднем на 47,6% дешевле работ художников-мужчин. Средняя стоимость картин художников-мужчин составила $48 212, а полотен, написанных женщинами, — $25 262.
А вот две художницы (работы выборочны, их несравненно больше) и коротенькое описание судеб.
Катарина ван Хемессен. Женский портрет
Катарина была принята в Гильдию Святого Луки и была настолько признана как художница, что ей отдали в ученики трех мальчиков.
Она писала портреты на заказ богатых горожан, которые отличаются реалистичным изображением и деликатностью письма, в их мягкости и нежности исполнения чувствуется «женская рука».
Портреты Катарины покорили наместницу Нидерландов Марию Австрийскую и она стала ее покровительницей. Когда в 1556 г. Мария уехала на родину в Испанию, то пригласила художницу с мужем последовать за ней и назначила ей пожизненную ренту. После ее смерти Катарина с мужем вернулись в Антверпен.
Софонисба Ангиссола (1532-1625) - художница-аристократка
Отец позаботился о воспитании девочек и всячески старался развивать их таланты. Четыре дочери стали художницами, однако Елена ушла в монастырь, Европа и Анна Мария вышли замуж, а Лючия, талант которой признал Вазари, увидев ее картины, умерла в 25 лет. Единственный сын Альмикара — Асдрубаль, изучал латынь и музыку. Профессиональной художницей стала Софонисба.
С.Ангиссола «Портрет семьи художницы: отец Амилькар, сестра Минерва и брат Асдрубаль», 1568
А теперь скажите, чем эти хуже написанных мужской рукой.
Комментарии (2)