Обмелевший Каспий
Для начала отметим, что проект такой дамбы – не пустая фантазия.
Подобные идеи выдвигались еще советскими инженерами, начиная с 40-х годов прошлого века, а в 1980-м году первую "пробную" дамбу в Каспийском море даже построили. Впрочем, обо всем по порядку.
Главная проблема Каспийского моря заключается в том, что оно стремительно мелеет. При этом, его северная (российская) часть имеет настолько пологие берега, что обмеление Каспия всего на 1 миллиметр приводит к отходу воды от берегов на 10 метров!
Это значит, что падение уровня Каспия хотя бы на 1 метр буквально "опустошит" тысячи квадратных километров территории, прилегающей к морю.
Сами можете представить, какими проблемами это грозит:
– Прибрежные порты окажутся далеко от моря. Это ударит по навигации и доставке грузов. Например, город Атырау, который когда-то строили как порт, уже сейчас располагается почти в 20 километрах от берега!
– Сократится популяция промысловых и краснокнижных рыб
– Оголившееся дно усилит опустынивание, поскольку песок и соль со дна будут активнее разноситься ветром
– Более мелкое море сильнее промерзает, а это вредит навигации, плюс большое количество льдов вредит морским нефтяным вышкам по время ледохода.
Естественно, сооружение дамбы позволило бы зарегулировать российскую часть Каспия и сделать ее, фактически, водохранилищем с управляемым уровнем. Это решило бы большинство указанных проблем.
В советские времена предлагалось несколько маршрутов дамбы. Вот такие:
Водохранилище, созданное дамбой, со временем стало бы практически пресным, т.к. основные питающие Каспий реки расположены как раз на севере. Это Волга, Урал, Терек, Эмба, Сулак и Самур.
Соответственно, если отделить северную (мелкую) часть от гораздо более глубокой южной, то речной сток опреснил бы Северный Каспий естественным образом.
Итак, мы видим уже два плюса от сооружения дамбы:
1. Борьба с падением уровня Каспия (со всеми вытекающими плюсами)
2. Получение огромного водохранилища с тысячами кубическим километров пресной воды.
Но есть и другие плюсы. Например:
3. По дамбе можно организовать дорогу, что значительно упростит доставку грузов и пассажиров с одного берега на другой. Особенно в этом может быть заинтересован Китай, выстраивающий свои маршруты в Европу.
4. Так как между Северной и Южной частью Каспия возникнет перепад уровней, то в теле дамбы можно организовать мощнейшую ГЭС, которая даст миллиарды киловатт электроэнергии.
5. Новые перспективы открываются в рыбном хозяйстве, а также в спасении редких видов животных.
Вместе с тем, есть у дамбы и серьезные минусы
1. Это безумно дорого.Собственно, именно по этой причине дамба еще не построена. Просто представьте, нужно создать насыпь в несколько сотен километров длиной и местами до сотни метров в высоту.
Как подсчитали еще в советское время, дешевле будет перебросить воду Иртыша в Каспий (по каналу), чем построить подобную дамбу.
2. Навигация судов,с одной стороны, улучшается (из-за подъема вод), а с другой стороны – ухудшается, т.к. дамба мешает судоходству.
3. Море имеет международное значениеи, например, Азербайджану, Ирану и Туркмении не очень понравится, что южная часть Каспия начнет засаливаться и падать еще большими темпами, поскольку мы отрежем их от наших рек.
4. Экология.Так же, как и судоходство – на севере рыбе станет лучше, а на юге – хуже. К тому же, миграция рыб и прочих животных будет затруднена.
5. Рано или поздно уровень воды в Каспии может снова начать подниматься(есть теория, что его обмеление/наполнение – это циклический процесс), так что в будущем дамба может только мешать, особенно – если она окажется под водой.
Вот по совокупности всех этих плюсов и минусов и было решено дамбу пока не строить. Хотя проекты моста или тоннеля обсуждаются до сих пор.
Одна дамба все же была построена
В начале статьи я упомянул, что одна дамба на Каспии все-таки была. Речь идет о возведенной в 80-х годах дамбе, отделившей залив Кара-Богаз-Гол от основного "тела" Каспийского моря.
Этот залив имеет довольно приличные размеры, сравнимые с площадью Крыма. При этом - он очень мелкий, то есть сильно прогревается.
Таким образом, залив Кара-Богаз-Гол по своей функции чем-то похож на испаритель, радиатор – через него Каспий теряет очень много воды за счет испарения.
Перегородив пролив дамбой, эту проблему удалось решить, однако потом уровень воды в море начал так сильно подниматься, что дамбу сломали и сейчас в ней имеется узкий шлюз.
А вы как думаете – как лучше спасать Каспий?
Комментарии (0)