Лодки и корабли строили из древесины по понятным причинам. Материал податливый, легче воды и не такой уж хрупкий, по крайней мере для сражений прошлого. В 1917 году норвежский инженер Николай Фегнер вывел на воду корабли, будто отрицающие законы физики. Тяжеловесные суда были в прямом смысле сделаны из бетона.
Железобетонные корабли обладали рядом плюсов. Они позволяли экономить металл, строились быстро, были относительно дешевы. На заводы нанимали обычных рабочих, квалификация в судостроительстве не требовалась.
Но и минусов у такой конструкции хватало с лихвой. Тяжелый корпус имел большую осадку. Пройти в узкие проливы, где глубина не гарантированно велика, представлялось невозможным. Бетон хорошо показывал себя при статичных нагрузках, зато при сильном повреждении крошился.
Кроме того, выяснилась и другая проблема. Из бетона требовалось изготавливать очень толстые корпуса. Вес судна увеличивался и соотвественно рос расход топлива. Пробоина для железобетонного судна чаще всего бывала фатальной.
Это не помешало в период Первой Мировой войны выпустить ряд подобных военных кораблей. На воды во Второй Мировой войны вышло уже только меньше бетонных кораблей — такие, в частности, использовались при высадке в Нормандии.
Сейчас строительство кораблей из железобетона полностью прекращено. Это просто нерентабельно, хотя задумка, будто бы отрицающая законы физики, выглядит действительно очень интересной.
Комментарии (0)