Мы создаём контент, в который влюбляются миллионы и стараемся делать жизнь лучше, ярче и добрее. Присоединяйтесь!

Кошмарная красота советских женщин: когда в 20 выглядели на 50.

Если честно, нельзя так говорить, но судя по фотографиям тех лет, советские женщины были серыми, неухоженными и забитыми. Полные, похожие на теток уже в 30 лет, женщины-товарищи, рабочие лошадки: химзавивка, брови-ниточки и самый страшный эро-кошмар сегодняшнего мужика – повышенная лохматость.




Советские фильмы и фотографии наших бабушек тому свидетели: советская женщина была серой и помятой. Раннее ожирение и старость уже к тридцати, жалкие потуги на элегантность при общей неухоженности. Кошмарная химзавивка, брови ниточками или брови Брежнева. Просто эротический кошмар! © — такой комментарий я поймала к одному из своих постов.

Конечно, судить женщину СССР по сегодняшним стандартам — все равно, что осуждать статую Венеры Милосской за заплывшие бедра, животик и вообще не фитоняшную фигуру. У нас — маникюры, педикюры, массажи от целлюлита и магазины на каждом шагу. Мы можем найти и купить все, что взбредет в голову. Мы можем даже заказать это из США! Советская женщина, наверное, от такой возможности в осадок бы выпала. Тем не менее, доля правды в словах автора — есть.

Идеология того времени предписывала однозначное отношение к половому вопросу: советская женщина — это, прежде всего товарищ в строительстве социализма. А товарищ на стройке — это такой мужик, который поможет тебе кирпичи таскать. Так что официальный идеал красоты в советском обществе был примерно вот такой:





Был, правда, и «бытовой» идеал — накрашенная модница с ухоженными руками — но его клеймили и осуждали всячески, достаточно посмотреть на судьбу Анфисы в «Девчатах» или, помните, ту самую «не виноватая я» в Брильянтовой руке? Этот шизофренический разрыв между официальным и социальным идеалами красоты, наверное, женщин с ума сводил. Но что все-таки так уродовало советскую женщину?





Работа. Тяжелая работа, много. Правда, феминизм в стране победившего феминизма... не победил — по дому вкалывала тоже женщина. Очаровательная повесть «Неделя как неделя» рассказывает, как главная героиня мечется между работой в НИИ, своими двумя детьми, домом, магазинами с дефицитом и мужем. Муж этот описан как положительный персонаж, но, если приглядеться, не слишком помогает жене. Беготня в стиле электронной игры «Ну, погоди!» старила женщину с бешеной скоростью. О правильном питании, SPA, восьмичасовом сне и отсутствии стрессов речи даже не шло.







У советской женщины, как правило, были дети. Это считалось само собой разумеющимся. То есть сначала она переживала роды, которые тогда были на порядок тяжелее и опаснее — сейчас медицина вроде пытается повернуться человеческим лицом и даже развиваться. Затем она фигачила по дому и одновременно заботилась о детях, обзаведясь свежими растяжками и обвисшей грудью. А далее — пошла, мать, на работу! Советская родина нуждается в тебе!









Взамен женщине советская Родина не предлагала ровным счетом ничего. Все приходилось добывать через знакомых или ждать, когда в магазин «выбросят», и брать с боем: одежду, обувь, белье. Запросто приобрести можно было только полный отстой. Те, кто соглашался на отстой, тоже находились, но выглядели совершенно одинаково.

Советская промышленность предпочитала заниматься войной, а не любовью: в основном производилось оружие, а бытовые товары — как получится. Так что замазать восторги жизни в СССР женщине было особо нечем. Не забудьте, мы говорим о женщине среднестатистической, без блата, которой негде было «достать» и некогда было «урвать». А значит, у нее была тушь «Ленинградская», в которую перед использованием надо было поплевать, крем «Балет», косметический вазелин, помада со странной сладковатой отдушкой, пара разновидностей духов и пинцет для бровей. Ну, и огурцы для масок. Никакой сахарной эпиляции, без спа и салонов. Хорошо развиты были только парикмахерские, где в основном женщинам делали это (кстати, не обольщайтесь, на фото - модели, а не просто женщины):







Да, кстати. Советская женщина пыталась как-то следовать моде. Но силы были очень ограничены: даже модные женщины получались совершенно одинаковыми: если в моде «бабетта» — на улицу выходят миллионы «бабетт», в моде пиджаки «с подплечиками» — женщины изобретают эти «подплечики» из подручных средств. Словом, быть красивой советской женщине помогал разве что строго рекомендованный всем советский оптимизм.







Несмотря на все это — советские женщины были красивыми. Очень разные, и очень натуральные. Да, они не соответствуют «золотому стандарту» нашего времени — чтобы до шестидесяти лет было гладко, упруго и без морщин, чтоб молодой любовник «на пенсии» как у Мадонны.

Но зато у них было что-то другое. Что-то нами потерянное, нежное, важное.
Настоящее.

источник


Источник: Кошмарная красота советских женщин: когда в 20 выглядели на 50.
Автор:
Теги: Исторические факты поговорить посмеяться балет белье Брежнев быль

Комментарии (213)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Людмила Гуренова
Интересно.сколько лет автору.Если женщина уходила в декрет. никогда.никто не мог занять ее место.а сейчас могут просто уволить. за то.что беременна. знаю не один случай.Рабочий день 40 часов в неделю.на сверхурочные нужен отдельный приказ.переработка 2 часа в неделлю. с двойной оплатой. или оплата и отгул.Смотрю как работают мои дети.и субботу.бывает и воскресение. отпуск в лучшем случае 2 недели. Квартиры. садик. школа. высшее образоваение. все же было.а ипотеки не было. И главная фишка. волосатость. открыли америку. и раньше пользовались. брили. и порошок был.с запахом неприятным.Некоторые даже на лице удаляли лишнюю волосатость. в парикмахерской. нитки скручивали и или убирали.Автор наверно жил где то в отдаленном от цивилизации месте.
Natasha Belova
Еще в 80-е годы была лазерная эпиляция в косметических салонах, которая, стоила, кстати, очччень дорого, но женщины эпилировали ноги. Брили станками и еще был классный крем французский с убийственным запахом,в маленьком сером с черным тюбике. Назывался "Бокаж" в русской транскрибции. Укосметолога делали чистку лица, очень скрупулезно и тщательно, не так как сейчас. и никто не заразился ничем, хотя инструменты кипятили в воде. И маникюр с педикюром делали. Удивляет, что молодежь берется писать о вещах, которые знает по слухам и, притом, с непомерным апломбом, заявляет в своих статьях данную информацию как безапеляционную правду. А на самом деле, они знают о тех временах не более, чем об эпохе динозавров. Псевдоисторики.
Анна Сабурова 
Кому это было доступно? Впрочем, как и сейчас
Helen Brown
В каждом времени - свой рай м свой ад. Я родилась и прожила почти 70 лет в Ленинграде-Санкт-Петербурге. Послевоенное детство. Родители, пережившие войну и блокаду. Коммунальная квартира с одним туалетом и
одной раковиной, без горячей
воды. Без ванной комнаты. Там я прожила первые 20 лет жизни. Баня раз в неделю. Гигиена - тазик с водой в комнате, можно долить горячей из чайника. До 70х дезодорантов не было, прибалтийский одеколон на ватку - и прерёд! Подмышки и ноги бодьривали, брови научилась выщипывать сама. Электрическую, а позже - химическую завивку делала, когда было модно. Парикмахеры были разные, но и хорошие тоже. Тушь разбавляли мукой и водой. Красила волосы хной с басмой, сама. Что и сейчас делаю - и волосы в лучшем виде! Шила сама всё - от купальника до пальто. Вязала все - от шарфа до платья. Покупала материалы в дешевом «мерном лоскуте». Блата у родителей не было, поэтому поступала в вуз 5 раз. В колхозы от института и работы ездили постоянно. Еда
была самая скромная, но все - с
очередями. Джинсы и дубленку, модные в 70х, смогла приобрести только в 90х. За границу ездили только блатные. О ВНЕШОСТИ. Бабушка под 70 выглядела старой, мама - пожилой, а я - на картинке. Так что, время - вперёд!!!!
Наталья Маркеева
ага, вонючка еще та этот Бокаж :)
Helen Brown
Спасибо, стараюсь! www.mybeautyface.ru
Виктория
Крем "Бокаж" был французским, его в продаже никогда не видела. Моя сестра привезла его из Москвы, а мама удалила им волосы в подмышках, после чего они у неё больше не выросли. Вот это качество!
Margaritka Mamonova
Молодец, так держать!!
Наталия Кравченко 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
А вы на картинке выглядите великолепно.
Lilian Pogledich prof
Не могли даже туфли купить, а Москва шила ужасно и всё в миллионах штук одинаково!
Татьяна Надеждина 
А еще паста "Нури" была Кошмар! А в подмышки - паста Теймурова
Элеонора Люстрова 
Про цивилизацию точно подметили, какое время описывает непонятно.
Елена Аълоева
Это было доступно всем. И стоило это недорого. И стрижки, и укладки, и чистка лица, и эпиляция воском. Все это было, было качественно и было недорого.
М Mагарамова
Простите , кто это вас уволит ни чего подобного за это штрафуют строго
Наталья
У моих родителей тоже блата не было (простые инженеры), но сестра поступила в НГУ с первого раза, а я в институт. Все зависит от качества ваших мозгов. И в отпуск на море каждый год ездили отдыхать при зарплате инженеров.
Наталья
У нас с сестрой тоже не было блата, родители постые инженеры, но поступили с первого раза в другом городе, сестра - в НГУ, я в институт, все зависит от качества ваших мозгов, уважаемая.
Марина N 
Ну не так все было сладко))) Мама моя в 14 лет уехала в другой город в училище. Про условия тут живописать не буду. По окончании педучилища распределили в такую глухомань, где ещё не слышали об электричестве. Потом вышла замуж. Жила в Соскве. В коммуналке. Где я и родилась. Вот этот рай я прекрасно помню))) один туалет на 4 семьи. Одна ванная. Стиральной машинки нет. Про стирку постельного белья на руках рассказать? Кухня 7 метров. На 4 семьи. Одна комната, в которую меня после роддома и привезли. 1,5 месяца декрета!!! Полтора!!! При этом - дааааа, уволить не могли. А вот попросить настоятельно уйти - это запросто))) Что и сделали. И если бы не заступничество одной из руководителей школы - вытурили бы за милую душу. Сады песплатные - как мило))) Да, я смогла сравнить два сада - по прописке и от РОНО (по знакомству). В простом саду спали и ели в одном помещении. Болела страшно, пока в садик от РОНО не перевели. Так что счастливое советское детство меня не очень впечатлило. А сейчас, сравнивая с собственным материнством, понимаю, насколько мамам сейчас легче. Отдельная квартира (пусть и в ипотеку), стиральная машина, посудомойки у многих, мультиварки, куча магазинов и т.п. Ну и возможности ухаживать за собой - конечно их больше. Да, и раньше были парикмахерские, но и выбор стоял - на учительскую зарплату купить телевизор в кредит, или регулярно посещать парикмахерскую.
Татьяна
Ты в 70 шикарно смотришься нам такую внешность раскрой секрет своей красоты в 70
Constalex
Паста Теймурова и сейчас есть, в том числе в баллоне с распрыскивателем. Весьма хорошая вещь.
Constalex
В настоящее время количество нарушений законодательства о труде увеличилось раз примерно в 100! Таких нарушений какие сейчас допускают в СССР и близко не было. Многие наниматели в принципе не соблюдают законодательство о труде. Примером может служить стандартная ситуация, показываемая в фильмах - увольнение по любому желанию представителя нанимателя - и героиня собрав вещи в коробку уныло бредет домой. Я просто в курсе - 10 лет отработал в инспекции труда в 2003-2013 гг.
Ирина Алексеева 
Маникюр стоил 40 копеек, укладка на коротких волосах рубль,2 копейки, на длинных 1-20.
Бояринова Лариса 
В 1981 году сделала первый маникюр. 50 коп. стоил
Анастасия Луковникова 
я сегодня, средняя, статистическая, российская женщина. Из косметики: китайская тушь, помада и карандаш. В спа никогда не была, нет ни времени ни денег, маникюр и педикюр сама, двое детей, муж, с работы бежишь в садик, потом в магазин, да в магазине все есть, только не все по карману, а еще непредвиденные расходы на взносы в садик и школу, а нереально дорогой проезд, на работу и обратно, Автор, ЧЕМ я в России живу лучше, чем они в СССР ?
Наталия Кравченко 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Значит не любишь себя. Пни ты этого своего мужа, пусть он немного пошевелится для своей любимой. А так на кой он тебе нужен? Ты же женщина, а не домработница. Сама виновата.
Валентина Стратюк
Сейчас абсолютно ничем лучше, а наоборот-хуже. А самое главное - раньше были все равны перед государством. И все пенсионеры получали приличную пенсию. А теперь даже пенсионеры работающие не имеют права на датацию. Где тут равноправие? И никто не унижал друг друга, что ты богаче, а ты беднее.
Валерия Ятло 
Валя, понятие приличная пенсия, моя бабушка получала 8 рублей
Ларисочка Цветочкина
Если она его пнёт, у него будет синяк на заднице и обидка дня на три. Ну не олигарх он, что поделать? Ему воровать идти что ли? Работать - да все работают. Не может же 24 часа в сутки работать. А на маникюр-педикюр можно выкроить и время и деньги, сейчас разные по уровню салоны-парикмахерские. Просто женщине нравится ковырять себя самой. Если мне не нравится, я при любых доходах 1 раз в месяц выкрою на поход к маникюрщице. Все по-разному живут. И для кого-то со сменой эпохи ничего не поменялось. В этом суть коммента.
Matveenko Larisa 
Неужели все счастье в маникюре педикюре что самой можно сделать.. да я лучше с детьми мужем время проведу али книгу почитаю
Наталья Дюжинская 
И в нем тоже:)))) Одно другому не мешает
Наталия Кравченко 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Пнуть-фигурально имеется ввиду, а не то что вы подумали. И не надо сразу в крайности, только алигарх что ли способен помочь своей жене не только материально, но хотя бы физически(с детьми и магазинами). Не понимаю женщин у которых мужчина для галочки. Ныть в интернете или подругам и ничего не менять в своей жизни-самый легкий путь.
нина викторович 
Детей тоже пнуть? Устроиться на 3 работы (которых нету) и т.д.? Раньше бесплатную квартиру ждали 10-20 лет. А сейчас - ипотека. Да. Ели хуже. Но жили с уверенностью в завтрашнем дне. А сегодня не знаешь, что тебя ждет завтра. Будет у тебя работа или нет. Вот и пойдешь в домработницы проситься.
Наталия Кравченко 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Домработницы, кстати, отлично зарабатывают. Можете пойти, если ума не хватает на другое))) Или в машину времени и назад в любимое советское прошлое)))
Ирина Богачева 
А у нас всегда " сама виновата",дети заболели - мать виновата, муж заболел- жена виновата, сама заболела- сама,дура ,виновата.
нина викторович 
Ума не хватает у тебя.
Наталия Кравченко 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Мы с вами вроде на брудершафт не пили.
Lilian Pogledich prof
Вы никогда не стояли за 200 г доктлрской колбасой 2 часа и полдня за обычными женскими колготками!
Когда в других странах всё было для женщин! Даже подкладок не было в аптеках! Бедные Советские женщины!
О чём вы пишите?
Туалетной бумаги не было в магазинах!!! Ужас! Магазины были пустые! Коммунисты и кочегары Брежнем и компания жрали и пили ....
Татьяна Николаева 
Маникюр,не велико умение!Я тоже сама,ну и что.
Татьяна Николаева 
Подкладки для здоровья вредны
Ольга Краснова
Чево?????Вы что, до сих пор ватой пользуетесь?
Ирина Потапова
просто тем, что вы не среднестатистическая женщина, а , извините, нищая женщина.я среднестатистическая женщина - не было ни китайской туши, маникюр и педикюр делаю постоянно, крема стараюсь покупать в дютифри( чтобы не было подделки), квартирный вопрос был решен к 27 годам. сраниваю с жизнью своей мамы и понимаю, что ненавижу советский союз, и всю его идеологию, и его отношение к женщине в частности.
Iryna Iryna
Странная пенсия. Моя бабушка, 1914 г.р., в совхозе получала пенсию 40 р. (70-е годы). Потом - не знаю, были ли повышения.
Вероника Архипова
В эти пустые магазины я ходила каждую субботу и все покупала по маминому списку. Воздух,наверное! Может и не было еды в магазинах,но это,скорее всего,после войны. В 70-80 годах всего было достаточно. И задницы мы наждачной бумагой не подтирали,мясо ели без антибиотиков,колбаса без сои,мороженое из натурального молока наивкуснейшее,соки без "ешек". Вы не поверите: черная икра на прилавках лежала по доступным ценам. Ужас-это сейчас:замоченная в хлорку курица,химия в продуктах........ Кстати,нам вата заменяла прокладки. Нормально было,не УЖАСно. Вы не жили в СССР,и судите по комментам и статьям в инете таких же,как Вы,АФтаров.Да,мы могли простоять в очереди 2 часа, но за итальянскими сапогами по доступной для любого человека цене. У нас не было риогентов на дороге,мы обувь носили по несколько лет,потому что КАЧЕСТВО было ВЕЗДЕ И ВО ВСЕМ. Даже в человеческом факторе.
Вероника Архипова
Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.1.Средняя заработная плата в рублях 2.Процент от заработной платы 3.Размер пенсии
1.до 50 2. 85% 3.40,00
1.50 – 60 2.75% 3.42,50
1.60 – 80 2.65% 3.45,00
1.80 – 100 2.55 % 3.52,00
1.выше 100 2.50% 3.55,00
Пенсия зависела от пополнения бюджета за счет продажи ресурсов. А где сейчас бюджет с продаж ресурсов?
Наталия Мороз 
Поработали бы в российской школе,пожили бы на зарплату,а потом бы советовали с вашим умом и образованием,вспомнили бы ссср
Вероника Архипова
Как Вы можете ненавидеть то,что Вас даже не коснулось? Можно ненавидеть войну,за то,что она она уничтожила столько людей и принесла столько горя. Но как можно ненавидеть то,что знаешь только со "слов"? Глупо это ненавидеть. Ненависть разрушает организм изнутри,разрушает душу. Берегите себя!
тамара якушина
Маникюр дома-это не совсем плохо...не задумывались сколько больных гепатитом c.и как обрабатывают инструмент?
Ларисочка Цветочкина
Не задумывались, какова статистика заражений через маникюрные инструменты и половым путём и через шприцы наркоманов? Задумайтесь. Тоже придёте к выводу о том, что якобы заразившиеся через инструменты киздят.
Лидия Антоненко 
Да!Это было унизительно! Штопать по ночам дорогие колготки,стоять в очереди за колбасой,талоны на мыло.Сейчас есть возможность подработать,если не хватает на маникюр-тогда нет.
Елена Еленовна 
по вашему та отдать всех мужиков в рабство а королевишна пусть нихрена не делает,покупает полуфабрикаты
наталия ботусова 
Не совсем согласна , что при любых доходах можно выкроить на маникюр- педикюр. К примеру: маникюр в среднем 1200-1400 дешевле уже не сделаешь даже на дому, педикюр ещё дороже 1800-2500, итого только 4000 уходит, так ещё и стрижку сделать , хотя бы раз в два месяца( 500-1500). 5000 минимум надо в месяц на себя тратить .. а где женщинам взять с зарплатой 40-60 т ? Когда реально садик- школа деньги тянут, квартплата и т д)
Ирина Алексеева 
Уж про талоны на мыло, вы уж хватанули, подработать и тогда можно было.
Светлана Скажепова
Уж лучше советские, чем сегодняшние отполированные фитнесом, сериалами и салонами красоты пустоголовые фарфоровые куклы.
Ольга Колосовская
отполированные фитнесом пустоголовые? чтобы отполировать себя фитнесом и результат был виден, необходимы мозги и знания в области питания, биохимических процессов в организме, внутренняя дисциплина и много-много-много труда умственного и физического! Видимо, вы не знаете, что это такое.
Вероника Архипова
Знания в области питания расписывает диетолог. Даже распечатку дает. Биохимические процессы в организме знает он же. Только знания в области питания-не есть интеллект. А физический труд: сила есть, ума не надо!
Настя Норкина 
Да, это большой труд держать тело в "черном теле" и выглядеть на десятку моложе.
Мария Корешкова
Когда я была девочкой и юной девушкой, старые фотографии вызывали у меня оторопь: какие страшные! старые!бррррр....Потом мода порой возвращалась и то же самое (ну, почти)и оно выглядело милым, а девушки - симпатичными. Мини - юбки ниже колен - опять мини, свободная, узкая - мешковатая одежда - опять приталенная, подплечики и прочее, прочее....
У нас подсознательно действует стереотип: старомодно - значит, уродливо, старо, жалко.
Ели непредвзято посмотреть на "фото с улицы", то стройных женщин тогда было не меньше, чем сейчас, а то и больше. Юные - худенькие, в возрасте - поплотнее. И полные обычно не носили узкие брюки и обтягивающий трикотаж - не принято было. Плюс поправка на совсем старых фото на слои теплой одежды.А современные брови одинаковой формы у всех смотрятся ничуть не более естественно, чем старые "в ниточку", всеобщие распущенные по плечам и выпрямленные волосы ничем не отличаются от всеобщей "бабетты" или "химии". Джинсы скинни на пухлых и ли кривоватых ножках ничуть не лучше блузок с подплечиками у всех - мода. И многое то, что вы назвали. Просто то, что привычно, не мозолит глаза.
Единственное, чего тогда не было - более доступной пластической хирургии и фотошопа.
нина викторович 
Согласна. Нарисованные брови смотрятся ничуть не лучше бровей в ниточку. А краше моей мамы в юности я не видела никого. Тощие губошлепы особого восторга не вызывают.
Галина Сушкина
Согласна,сейчас одни куклы на одно лицо что интересно.Советские женщины были очень красивы.Я любуюсь фото своей мамы.Она шила сама и одевалась красиво.Эту статью писал очень завистливый человек,скорее ущербный.
Анна Сабурова 
Вот именно шила сама.
По другому одеться простые женщины без блата не могли.
Шили и вязали сами.
Отработав день на работе, простояв вечер у плиты, перестирав зачастую вручную детям, уложив детей спать, садились за швейную машинку или с вязанием.
Все по ночам, вечные недосыпы.
Упадешь спать на 4-5 часов с бигудями.
В статье все правильно описано!
Колоссальная нагрузка на плечах женщин была
Татьяна Савелюшкина 
Моя мама это все прошла. Троих детей вырастила в условиях дальних гарнизонов (отец был военным). Прекрасно шила себе и детям, вышивала. Много читала, ее книги у меня сейчас. Они с подругами ходили в кино, играли в волейбол, участвовали в художественной самодеятельности. Да, работали, когда была возможность,не в столицах ведь жили. Как-то я спросила: как они всё успевали? Ответ был простой: телевизора не было! а когда появился, было всего 3 передачи--новости, фильм и голубой огонек по субботам))
нина викторович 
А сейчас у нас все здорово... Хочешь работать - работай по 15-16 часов в сутки. Кругом сокращение. Одного сократили - на другого работу бесплатно навесили. И назвали все это приличным словом - оптимизация. В итоге ни денег, ни работы не захочешь. Все на лекарства уйдет. Вся красота полиняет. А шили и раньше не все. Те, кто шить не умел, шили в ателье или на дому. зато по индивидуальному эскизу и точно по фигуре.
Надежда Цулая 
Абсолютно согласна с Вами!☝️
Анна Сабурова 
Успевала Ваша мама по причине наличия мужа военного.
Только жены военных и не работали и не только по причине отсутсвия работы в гарнизонах, а и по причине более высокого достатка у военных.
Основная масса женщин такой роскоши, как не работать, не имела
Татьяна Николаева 
Это правда!Фотографии поколения наших мам,действительно очень красивые!Без Фотошопа,с химзавивками,без перманент а,без фитнес и спа клубов и так далее!Но смотришь фото,правда,очень красивые,не хочу обижать сегодняшнюю молодежь,может экология была другая,гены не испорчены,сейчас таких нет
Елена Аълоева
Ой, не в генах дело.... Меня вот особенно порадовало про раннее ожирение советских женщин..... Как раз вот сейчас по улицам бегают толпами ожиревшие дети, девушки, юноши... про жирных женщин и мужчин я уж молчу. А в советское время встретить не то что жирную, просто полную девушку было сложновато. Помню, тогда была простая мотивация - стоило чуть поправиться, так каждый знакомый имел право тихонько на ушко шепнуть:"Что это с тобой?! Тебя так никто замуж не возьмет!" Шутка была такая, но действовала безотказно, железная мотивация! :)
_____________________________________________________________________________________________________________________________ Тогда слова "девушка" и "женщина" не были классификацией по половому признаку. Девушка - это лет до 25, и то если не замужем. Если замужем - молодая женщина. А сейчас у нас девушки сорокалетние с тремя детьми - это норма. Толерантность, мать её.... ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Меня в 62 года называют девушкой!!! Неважно, что у меня стройная спортивная фигура и неважно даже, что я сама ощущаю себя не старше 14. Как говорила героиня Татьяны Пельтцер в спектакле "Проснись и пой!":"Возможно, для своих 70 я выгляжу моложе, но чужие 60 меня старят". ____________________________________________________________________________________________________ А что касается сравнения женщин, выросших в СССР и теперешних молодых.... Многие мои ровесницы выглядят очень молодо. Многие из них не ходят в спорзалы, вообще никто не колет ботокс и тому подобную хрень, просто глаза горят, жизнь бурлит, они на лишние деньги лучше книжку себе еще одну интересную купят, чем отдадут эти деньги на сомнительные гиалуроновые кремы, сходят в театр, или на лыжах за городом побегают.... Вы посмотрите, кто сидит в залах театров! Кто гуляет по залам музеев! А умение шить, вязать, вышивать никуда ведь не делась и они до сих пор одеты оригинально и со вкусом несмотря на обилие одежды в магазинах...... Молодость, знаете ли, проходит у всех. И что потом остается?!
Марина М
А сейчас ни какой нагрузки?
Лидия Шавернева
Я с Вами полностью согласна, но давайте не будем так уж строго судить автора статьи, ведь в конце своего повествования она признает, что женщины в СССР были красивыми. Вот дословно:" Несмотря на все это — советские женщины были красивыми. Очень разные, и очень натуральные. Да, они не соответствуют «золотому стандарту» нашего времени — чтобы до шестидесяти лет было гладко, упруго и без морщин, чтоб молодой любовник «на пенсии» как у Мадонны.

Но зато у них было что-то другое. Что-то нами потерянное, нежное, важное.
Настоящее.
нина викторович 
А Вы не шьете и не вяжете по ночам, но времени учиться у Вас все равно не хватило. Следует говорить не "... с бигудями", а "... с бигуди". Слово "бигуди" - иностранное, заимствованное. Оно не склоняется.
Елена Бутина 
И еще интернета не было! Все можно успеть, если не просиживать в инте часами, я с Вами согласна!
антонина проскурякова 
Никакой колоссальной нагрузки не было, жили прекрасно весело и с энтузиазмом, модную одежду шили в ателье по доступной цене. И салоны красоты были и спортивные залы, мне 60,а жила я до 40лет в Иркутске.
Наталья
А мы не на уроке русского языка!
Ирина Алексеева 
Но хотелось бы слышать и и читать правильную речь.
Неизвестно Неизвестно 
Я работаю каждый день по 9 часов без обеда, перекус 10 мин,выхожу через суботу на на семь часов которую мне не оплачивают, зарабатываю по 20000 тыс. в месяц.
Не понимаю,о чем говорит автор статьи,про женщину в СССР у которой,был бесплатный садик, школа, множество кружков для детей,пионер лагеря летом БЕСПЛПТНЫЕ,санатории.Да сейчас есть возможность поехать за границу,НО НЕ ВСЕМ.Да есть пойти в салон к косметологу,НО НЕ ВСЕМ.Квартиру можно купить выплачивая ипотеку,до конца жизни,да время другое,не надо сравнивать,но недо хаить СССР.Сейчас даже детей страшно на улицу отпускать.
Nina69
Садик бы, конечно, не бесплатный, но копеечный. И Вы правы: сейчас я при всем видимом изобилии, не могу позволить себе ни СПА, ни заграницу...
Валерия Ятло 
ну за границу ездили с трудом ,но ездили. Я для того что бы поехать в Чехословакию отпахала три года секретарем комсомола завода, но я поехала
надежда
ага, эти комсомольские активисты прям упахивались))) а разъезжали по странам, как простым работягам и не снилось..
Наталия Казанцева
А я в Болгарию поехала отработав всего 2 года. Комсомольской активисткой не была. И в институте, правда вечернем, училась бесплатно.
Елена Останина
А зачем вы бесплатно работаете?
Султана
я, когда проходила по улице, на меня все мужчины оборачивались...Это было в СССР и я с собой ничего не делала, а сейчас, 14-летние уже вовсю красятся, груди открывают перед учителем...где здесь учёба! мозги не в ту сторону! Не было шифона? --это сейчас не знают,что это такое! Пальто из натуральной шерсти!--сейчас такое п-то будет стоить тысяч 70,не меньше! Косметика была натуральная, своя(потом Франция у нас закупила наши многие разработки!). Бельё было наше (в Прибалтике мы производили шикарное бельё)... Да, квартиры давали ( бесплатно)! Сады бесплатно, кружки и секции--бесплатно!!! Здравоохранение бесплатно!!! Может, много ещё чего не написала, но женщинам государство помогало, а сейчас мы живём в стране,которая нас не любит и отвергает, как "своих"... "Свои"--это те,у кого есть деньги и ещё раз ДЕНЬГИ!
Татьяна Мулдахметова 
Были косметические салоны, где лицо-шею-плечи приводили в идеальное состояние. Волосатости не было: в любой аптеке был порошок "Нури" - вонючий, но гораздо более действенный, чем нынешние средства. Были секции аэробики, гимнастики, студии хореографии и современного танца - результативнее фитнеса. И быт не заедал: обед из домовой кухни всегда вкусный и свежий, белье из прачечной с лавандовой отдушкой, с крахмалом - все за копейки. Натуральные ткани, натуральные продукты, поездки на отдых, в том числе и за границу, за счет профсоюза... И уверенность в завтрашнем дне!
Валентина Стратюк
Класс! Молодец - так все и было. Просто если человек не хочет ухаживать за собой - он не будет это делать во все времена. А обед люди уносили с собой домой еще и с работы - из рабочих столовых. Нынешние таких блюд и не пробовали. Гуляш, зразы, беляши, блинчики с мясом - язык проглотишь. Потому что все было натуральное.
Валерия Ятло 
Султана, а колготы за 7-70 при зарплате 120 , это тоже было нормально, а мандарины только в декабре и з часа в очереди - это тоже нормально
Matveenko Larisa 
Вот потому что бесплатно вот поетому сейчас мі за все и платим! Ничего бесплатного не бівает
Natasha Belova
Ф, кстати, совсем забыла. Белье-то постельное сами не стирали, а сдавали в прачечную. И действительно получали с лавандовой оттдушкой и накрахмаленное. Красота. Потом еще был прокат, в нем можно было на время взять все: от коньков до пианино.
Казакова Оксана
Вы точно в Советском Союзе жили?))))))
Natasha Belova
Я престарелая девушка, много чего в жизни повидала. Жила совершенно точно в Советстском Союзе, впрочем, в Москве, где, возможно, было немного попродвинутей, чем в глубинке. Но все зависит от закладки семьи. В нашей семье мама постельное белье не стирала, моя обязанность как подростка была сдавать и забирать его из прачечной. А некоторые не сдавали белье в прачечную, мотивируя это тем, что белье стирается в общем чане и из брезгливости не считали для себя это приемлимым. В здании прачечной иногда был ремонт ключей и прокат, где мы зимой брали коньки. Все очень просто. Питание было как у всех, кожа, соответственно, плохая. Мама водила меня и сестру в пубертатном возрасте к косметичке делать глубокую чистку. Вот она в нас и ковырялась. При этом делала сама восхитительное косметическое мыло, только при намазывании его на лицо и впоследствии держания лица под паром, кожа очищалась сама. Брови выщипывали, маникюр - все в салоне.Спасибо, мамочка! Депиляция лазерная только для состоятельных. Естественно потом научились сами себя обслуживать, как из семьи выпорхнули. Мужья-то во времена СССР такие же инженеришки с жалкими зарплатами, как и мы были. Зато по любви и ровесники. Все вместе, все вдвоем.
нина викторович 
Что самое главное. И обед в рабочей столовой стоил копейки. А сейчас - ползарплаты.
нина викторович 
Почему? И сейчас можно поесть в бистро собачатинки или кошатинки.
Наталия Наталия
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Колготки были и по 2 рубля( плотные), а мандарины по 1руб.20 коп., так что выстояв очередь, всей семьёй набирали побольше и Новый год - это запах хвои, апельсин, мандарин и подарки для детей под елкой- удивительные , которым радовались , а сейчас не знаем , чем удивить своих детей, всего полно, однако цены " кусаются"!
лариса билалова 
По Москве не нужно судить о жизни в Советском Союзе вообще. Да и в разных городах уровень жизни тоже был разный. Военных обеспечивали как в Москве. В союзных республиках тоже партэлита неплохо жила. И смо советское время - это тоже не один период, а несколько и неоднозначных. Ведь репрессии тоже в советское время были. И Хрущев со своей кукурузой тоже. Перестройка - советское время. Не знаю где в столовой так замечательно кормили. В наших обычных столовых в Башкирии есть было невозможно. Только в Министерской столовой была гречка, гуляш и т.п. недорого и вкусно. Но ведь туда тоже с улицы не попадешь. Если государство тебе дало квартиру - то дополнительную жилплощадь ты уже не получишь и не купишь. Автомобиль купить - надо было во-первых, копить очень долго, а, во-вторых, еще и не купишь - или у перекупщиков черт знает где или по блату. Как и многое другое. Автор статьи, кстати, совсем не осуждает советских женщин. Она поясняет, почему к женщинам можно было предъявить современные претензии по поводу внешности. А ухаживать за собой и выглядеть хорошо женщина может во все времена, если захочет.
Анна Казакова
Всё верно, спасибо за правду.
Наталия Кравченко 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Интересно, какая же у вас зарплата. Комплексные обеды по 150 руб.
Наталия Кравченко 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
В Москве было не "попродвинутей", а как ни в одном городе СССР. Впрочем ничего не изменилось и сейчас. Москва и сейчас-город-государство в государстве. В некоторых городах российской глубинки не было прачечных и косметологических кабинетов во времена СССР. И совершенно другое снабжение в магазинах. В Москве всегда можно было купить нормальные продукты и вещи. Я в 15 лет впервые попробовала сосиски в Москве на ВДНХ в 1980 году.Там где я жила их не было до 90х годов. Голодная Самара...
Lilian Pogledich prof
вы правы! Я подругам в 1979 году привозила в подарок колготки из бывшей Югославии, которые стоили 10 копеек в советских рублях 1979 года!
Магазина в Югославии были полные товарами и едой, а чем они были лучше ?
Сейчас слпва Богу прилетая по работе в Москву могу купить ВСЁ!
...и колгоьки и шампанское и духи для подруги и баночку икры и туалетную бумагу и прокладки...Времена в России прекрасные!
Будут ещё лучше!
Ухоженная женщина приятна!
Будьте красивы с ухоженными ногтями! С причёской!
И все мужчины мира - Ваши!
Татьяна Николаева 
Да,прачечные,хорошая вещь была,согласна
Ирина Алексеева 
Простите, в декабре мандарины созревают, натуральные, а были колготки и по 4,20, и зарплата не у всех была 120, это сразу после института, а была и повыше, и квартплатам была 7,50, электричество 4 коп. Киловатт, газ 16 копеек с человека в месяц, проезд, трамвай 3 коп. Троллейбус 4 коп. Автобус, метро 5 копеек, соответственно проездные на месяц 1,80, 2, 40, и 3 рубля, а единый на все виды транспорта 6 рублей.
Алла Белякина 
Как-то Зайцев в одном интервью сказал: "В советское время я думал, что в будущем, когда наступит изобилие, все будут одеваться космически прекрасно. Но вот наступило то самое изобилие, а современные женщины одеваются гораздо безвкуснее советских женщин - одинаковые джинсы на каждой, одинаковые пуховики, превращающие девушку в чупачупс с раздутым верхом и тонкими ножками". И я согласна с ним. Советский дефицит заставлял нас творить. Мы сами шили и вязали одежду, мы умеем это делать качественно, все это было уникальным и неповторимым. Конечно, был дефицит. Но советские женщины смогут выжить в любой ситуации и не умереть с голоду, потому что мы даже из огуречного рассола могли испечь изумительное печенье, связать крючком кружевное платье-шедевр и прочее, прочее, прочее. А толстые, безвкусные, неухоженные и рано постаревшие женщины есть во все времена во всех странах. И сегодня основная масса безликих дам, их не меньше, чем в советское время. А проблем не меньше. Тогда не было изобилия, сегодня нет на него денег. Я бы с удовольствием поменяла французскую тушь и китайские яблоки на копеечную профсоюзную путевку и еду без ГМО и консервантов
Nina69
Прекрасный комментарий, подписываюсь под каждым словом!
Элеонора Люстрова 
И сейчас полно неухоженных и обрюгсших женщин и мужчин,кто им сейчас мешает следить за собой. А в СССР плохо одетых и неухоженных были ,единицы,одежда была красивая и качественная, не то чтосейчас
Елена Викторовна
Ну что за бред?! Чем плохи тонкие брови. Что, современные узбеко-таджикские лучше? Я первое время пугалась девиц в таких бровях. Да и сейчас иногда пугаюсь. А то, что толстые были, так это после войны, после голода была мода такая: полная, значит красивая. Некоторые даже надевали несколько пар белья под платье, чтобы казаться полнее. И косметика была нормальная и духи. Это уже в конце 80-х стало плохо. Кстати, в магазинах продавалась французская косметика. Конечно, все знают о дефиците, но старались одеваться модно. В те времена весь мир выглядел одинаково потому, что была мода и все хотели выглядеть модно. Сейчас моды нет, кроме этих бровей, как у монстров и, извините, дебильных интимных причесок. А одеваются все ужасно и одинаково, более одинаково, чем в советское время. Все - в колготках вместо брюк, и мужики тоже, и в пуховиках длиною до пупа. Ах, как красиво и модно! А еще эти чудо-когти.
Татьяна Николаева 
Все,о чем вы пишите,может быть сделано красиво или некрасиво.И брови и ногти.Это всего лишь мода и развитию бьюти индустрии.Красота женщины не в ногтях и бровях.А полнота излишняя никого никогда не украшала.И к сожалению,как правило,бывает она от излишнего питания и больше не от чего и потом,как следствие,прибавляются другие болячки
Елена Викторовна
Кажется, тут речь не шла о полноте. Тем не менее полнота - не всегда от переедания. Есть некоторые гормональные заболевания, очень неприятные, от которых человек толстеет буквально ни от чего, даже съеденный кусок хлеба превращается в жир. Например, синдром Иценко-Кушинга. Почитайте, если будет интересно.
Наталья Карелина 
прикольная статья...не понятно для чего написанная. Поэтому по статье и не понятно, то ли автор просто пытается лить чернуху на Советскиое прошлое, то ли очнь недалёкий. Ну первое - они в 20 походили на 50...Спорно. Но то, что они выглядели старше своих нынешних ровесниц - это факт. А причина проста - они были взрослыми -работницами, матерями, супругами (не давалками для секса - это важно), комсомолками и гражданками своей страны. Они решали множество проблем и задач, в том числе и государственных. Не совсем правильно поставен заголовок, так как не они выглядели старше, а сейчас женщины выглядяят моложе своих лет, отчасти потому, что и в 20 и в 30 остаются по развитию на уровне подростка, которая тупит и истерит, что у неё родился ребёнок, а машина сломалась и как вести ребёнка в детский сад за две остановки не понятно! а ещё нет денег на памперсы (сделать подгузник реально не хватает ума, в итоге изводит мужа, тоже недомужчину, а подростка с действующей писей и в итоге он уходит и семья распадается) и т.д. Умные и опытные люди всегда выглядят страрше, чем люди недоразвитые (это в медицыне описано). Да и про остальное, в статье хочеться заметить - почему-то при той жути и не сексуальных тётках в стране был прирост детей и мужики импотентами не были, а сейчас бедным девицам что только не приходится придумывать, чтоб затащить парня на себя и ещё не факт, что получится, и почему-то уходят молодые люди от туповато-гламурных к другим мужикам - вот что обиднее всего! Ну и для чего вся нынешняя красота?! Да и красота ли это?
Лена
Ага, сделанные губы, грудь, все под одну гребенку, все на одно лицо - жуть. Кого мужчинам любить? Похотливых алчных тупых дур, которым кошельки только нужны? Мы в молодости были стройны, красивы. Жили насыщенной жизнью, и все у нас было. Очереди может и были, но холодильники ломились, черная икра портилась, т.к. были сыты ею.
Раиса Харко
Сейчас далеко не все фитоняшки,не все ухоженные.И раньше так было. Зато спортзал был бесплатно и много, что ещё. Циллюлит появляется, когда проблема в надпочечниках.Масс аж не поможет.
Ларисочка Цветочкина
Первые "спортзалы" появились в самом конце 1980-х, в подвалах, так называемые "качалки". Разумеется, они были платными. Спортом взрослый человек в СССР мог заниматься либо у себя дома (во дворе), либо при условии, что он "перспективен", т.е. может защитить "честь" учебного заведения или организации на соревнованиях. Ещё была производственная гимнастика. Ну, это вообще без комментариев. Забыли? Эх...
Элеонора Люстрова 
Точно про целлюлит, умничка
Ирина Алексеева 
Вот именно спортзалы в кавычках.
Мария Заболоцкая
Сейчас в российской глубинке все то же самое, только женщина больше не нужна родине. И ожирение то же самое, и все, что описано. А вот два последние абзаца мне здесь особенно нравятся. В них весь смысл этой статьи
Ларисочка Цветочкина
Оно и в российской москвинке всё то же самое. Такие бегемоты ползают, что оторопь берёт. Да ещё и одеты как бомжихи, чего дамы из провинции себе обычно не позволяют. Насчёт последних двух абзацев - согласна. Желание и умение быть красивой и ухоженной зависят не от эпохи, а от самой женщины.
Наталья Седова
Настраивали родители меня не на красоту,а на учебу!! Учись хорошо,старайся, Никто не культивировал уход за собой.Литературы почти не было,попала случайно книжка чехословацкая об уходе,вот она образовала кое в чем,а потом девчонки в общежитии в институте!! и это коронное--женщина и дома должна выглядеть хорошо, халатик аккуратный или костюмчик домашний.Но правда бигуди были,да это же издевательство над собой!!Ночь поспи ка в них.Но красота требовала жертв,А мы все равно хотели быть красивыми и очень старались.!! Все и везде нам нужно было успеть и сделать и выглядеть хорошо!!Нет!! Мы не были запущенными,неправда!!
Ирина Лочман 
Бигуди я "варила" в кастрюльке по утрам, внутри был парафин, назывались термо бигуди. Потом появились электрические, на алюминиевых и пластмассовых не спала, но думаю, это кошмар. Все старались соорудить какую-нибудь прическу, пышные, волнистые волосы были почти у всех, так было модно. Сейчас молодые и не очень молодые женщины все с распущенными волосами, разбросанными в беспорядке по плечам, вид , как только что встала с постели, Да и волосы поголовно у всех паршивые почему-то.И боевая раскраска с утра жуткая.
Валя Бахтина
да ладно,а уж современные красотки с бровями как у героини из "морозко",чисто королевны,они что разве не безобразны,а брюки на каждом шагу,показывающие не очень то красивую жопенку,а космы распущенные,которые они сами же постоянно убирают со своейморды,потому что мешают .......
Н madlen
Попы эти - очень безобразные.
Муза Ермолович
Согласна со всеми,но против правды,как говорится,не попрёшь. Можно долго защищать "советскую" женщину,но в то время возраст 50 был уже пожилым. Сейчас назовите 50-летнюю старухой-она "даст в лоб",и правильно сделает.Сейчас 50,как раньше 35. Не ругайтесь,это моё совершенно для вас необъективное мнение. Мне сейчас 70,и я помню свою маму в 70. Была сгорбившаяся,измождённая,ужасалась своего возраста.А я работаю на 2-х работах и вожу авто,живу,правда,одна,никто душу не трепет,несколько месяцев назад умер любовник,моего возраста. Помогаю племяннице и брату существенными суммами-на авто.свадьбу и т.д.
Nina69
А ещё раньше время не так быстро неслось. Раньше год был ГОД. А сейчас, когда всё супербыстро - почта, дорога, связь - новый год наступает, когда я ещё снежинки с того нового года отклеить не успела. Потому и пятьдесят не возраст - ещё ничего толком не сделано)))
Анна Сабурова 
А что сейчас в минуту не 60 секунд? Или секунды короче стали?
Nina69
Время - это очень загадочная штука. Лет сто пятьдесят назад люди больше успевали, чем мы сейчас, хоть мы и считаем, что сейчас век скоростей.
Эльвира Захарова 
Снежинки не успела отклеить). То же самое)
Марина Журакова
Ваша мама прошла войну! Что сравнивать ее 70 и ваши. И уточните, пожалуйста, - сколько детей у вашей мамы, и сколько у вас самой?
Iryna Iryna
Данный факт (выглядеть в наше время моложе)не нужно переносить в плоскость сравнения с СССР. Это глобальное явление. Причин для этого несколько. Это и другое питание, и позднее психологическое и социальное взросление, и удлинение жизни человека на всей планете, и ряд других причин. Не для этой беседы. Кто заинтересовался - читайте научную и научно-популярную литературу. Очень люблю читать комментарии. Столько разных мнений, воспоминаний. Единственное, о чём, как правило, не говорят или забывают: время, в принципе, было ДРУГОЕ! Везде, не только в СССР.И везде были свои достоинства. и свои издержки. История у народов разная. И как далеко продвинулась бы жизнь в СССР сегодня - мы уже никогда не узнаем.
Елена Бутина 
У нее, видимо, детей нет, пишет про племянницу и брата, вот и понятно, почему лучше мамы выглядит.
Ирина Алпатова
Статья - очень неприятная. Милые женщины, абсолютно во все времена были женщины-женщины и женщины - недоженщины. Но в советское время женщина была еще и Человеком Труда. Что, к огромному сожалению, сейчас полностью утратило свою актуальность. Согласилась абсолютно со всеми комментариями, в которых были слова о высокой социальной обеспеченности советских женщин.
Ольга Брушлинская
Порадовали комментарии, рада, что читатели не утратили критерии настоящей жизни. А статья - просто чушь. Секса видите ли не было! Любовь была! А только она даёт истинную близость мужчины и женщины, которую язык не поворачивается называть сексом. Красавиц было не меньше, чем сейчас, и это был "штучный товар", а нынешние красотки словно выточены на одном токарном станке, их и не различишь, даже, за редким исключением, актрис, которые играют в сериалах. И на лицах не часто увидишь работу мысли и души.
ирина денисова 
А я думаю, что комментарии пишут москвички, которые и в годы советской власти жили прекрасно.я же жила в глубинке, в Сибири.и годы советской власти (мне 49 лет)вспоминаю с содроганием.в деревне в Сибири: очереди за хлебом, самая вкусная сладость - это "дунькина радость", очереди за одеждой , тяжелый крестьянский труд, а талоны на продукты вы забыли или не проходили это? А моя бабушка работала дояркой,она вставала в 4 утра.хватит ностальгировать по советской власти!помню поезду в 1980 году в г. Геленджик.такую еду в столовой , никому не пожелаю.в 1986 году в Красноярске покупаешь молоко, а оно уже кислое в бутылке, в общежитии клопы, а в студенческой столовой только постные щи из кислой капусты. А лагеря "Артек" и "Орленок" только по блату и для избранных! А путевки в санаторий по блату только для членов КПСС. Так что ,москвичи, снимитесь со своего насиженного места ,езжайте в г. НОРИЛЬСК, и зарабатывайте там деньги, если вам их сейчас не хватает.
Наталья Карелина 
нк не хнаю... мне 47 и я всю жизнь жила в Красноярске, а тётя в Норильске (сейчас на пенсии в Минусинске). Я ряз пять была в пионерлагерях (а для Норильска были вообе самые крутые, хотя бы в Теси). Какая Дунькина радость?! были конфеты, хотя и не такое разноообразие как сейчас, НО я давно мечтаю поесть ТОГО шоколада - сейчас нет такого, даже по бешенным ценам. Клопы были и в квартирах у тех, кто засранец, у меня был опыт когда я после школы пришла на завод в цех в табельную - уверяли, что тараканы были всегда и от них не избавишься! - их не стало через два месяца! и при мне они иам не появлялись. в 90-м была в Геленжике - сказка! Просто Вам после деревенской пищи, городская казалась безвкусной, потому, что менее жирная (постная) но кто Вам мешал приготовить?! Вы же женщина! а молоко можно было всегда свободно брать в бочке бидонами (что мы и делали).Вы же из деревни! берёшь бидон: первый день молоко, воторой день - молоко, третий день простокваша ( а ещё самодельый сыр и творог с чуть подскисшего) либо Вы не из деревни либо очень ленивы были. про Норильск не говорю - там как сыр в масле катались. Единственно с чем согласна - тряпок было мало и обуви - так все же сами умели шить? или Вы и этого не умели?
Лена
Тряпок и обуви всегда можно было взять с рук, импортной, классной. проблем вообще не было. всегда были одеты с иголочки.
лариса билалова 
Да, Наталья Карелина, полностью с Вами согласна.
нина викторович 
Я 21 год прожила в Белоруссии. В 21 год я приехала в Нижний Тагил. 1986 год - за картошкой очередь, мясо - по спискам к праздникам, сливочное масло - по 200 г в месяц по талонам. Для меня это было шоком. Поэтому, когда мы говорим о советском времени, мы говорим на разных языках. У нас в Белорусии мы жили очень даже неплохо.
Марина Петрова 
Ирина Денисова полный бред написали.Я в глубинке жила ,на Алтае,мне 57 ,и за границей была,и каждый год в отпуск ехали куда хотели,и медицина была бесплатной,и два образования получила бесплатно,и на предприятиях профилактории и сан.части.Родители почти каждый год по профсоюзным путевкам на курорты ездили.
И маникюры в парикмахерских делали,и косметика была у всех,кто хотел.Кто не хотел быть как все,обшивался в ателье.Мне сестра шила,я вязала такие вещи,никто не верил,что самовязка.И обута всегда была в импорт,и парфюм французский у меня был.И работали не боялись,что из-за больничного тебя уволят,и отпуск обязательно каждый год 21 день.А самое главное-не боялись завтрашнего дня!И нищей старости не боялись.Пенсии были 70-80% от зарплаты.И еда была вкусная,настоящая.
Ирина Алексеева 
Простите, а сейчас доярки встают в10, и не только доярки . У всех была своя работа и все вставали тогда, когда было нужно!
Ирина Алексеева 
Я была в Белоруссии в 84 году, на турбазе Ждановичи с детьми, мне очень там понравилось, не только на турбазе, а вообще в Беларуссии.
Гур Арье
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
утверждение автора, что в 20 выглядели на 50 не соответствует действительности. Зато сейчас в 16 выглядят как битые жизнью шлюхи: взгляд стервозный, потухший, не девичьий
Наталия Комлева
Многое зависит от мастерства фотографа. Когда я в 93 году делала фото для поступления в ВУЗ, свет выставили так, что из семнадцатилетней девушки сделали пятидесятилетнюю женщину, измученную мужем-тираном и бесконечными родами. "Мымра" из "Служебного романа" (до ее чудесного преображения) была писаная красавица по сравнению со мной на том фото.
Гульжан Калтаева
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Верно. Мне одна знакомая показала фотку, которую она делала на получение удостоверения, которое меняла в 25 лет, и там ей так свет поставили, что все 55 лет дашь. Она в шоке, срочно перекрасилась в блондинку и снова сфотографировалась - другое дело. А ужасную фотку спрятала, говорит, что достанет в 55 лет и сравнит.
ВЕТА ФОМИНСКАЯ 
Интересно, а что напишут через 30-50лет про современную моду,? будут также хаить,это точно, раньше хоть разные все ходили,особенно те кто умел шить, а таких было большинство, а теперь...?извините, даже брюк не могут подшить или ушить что-то по своей фигуре, оденут китайский ширпотреб и ходят красивые... как под гребенку
Елена Аълоева
Вета, через 50 лет ничего про современную моду не напишут, потому что современной моды давно уже нет. Где-то с конца 80-х сплошные повторы прошлых лет и упрощенные (или утрированные) копии моды прошедших поколений.
Галина Корнилова 
Жила до 50 лет в Узбекистане. Из простой рабочей семьи. Но без связей и денег закончила институт. И хорошая работа была. Мечтали о любви. а не о сексе с олигархом. Еда неприхотливая. но вкусная и натуральная. Все стоило копейки. Сама шила и вязала. Выглядела - ученики за глаза (В школе работала) куколкой звали. Но главное женщина действительно чувствовала себя востребованной и как женщина. и как работница. и как мать. жена и т.д. И красивых было очень много. Автор глуп. Ему хотелось облить грязью советское время. Последние фразы не зачеркивают его дебилизм. Хотя он на этом деньги зарабатывает. И чем больше мы тут пишем. тем ему выгоднее. Поэтому и статью так озаглавил - спорьте больше.
Елена Шульц
Недобрая статья, воняет антисоветчиной. Автору можно было ограничиться всего лишь двумя последними абзацами.
Ольга Аликина 
Уважаемый автор! Вы попутали х**н с яичницей. Просто тогда идеалы красоты были совершенно другими. Зачастую даже очень молодые девушки использовали "взрослые" варианты причесок, начесов и макияжа, чтобы выглядеть гораздо старше своего возраста. Ну, не модно было, как сегодня, выглядеть в 60 на 20. Не эстетично и не сексуально!!! Считаю, что многие женщины тогда уважали свою Женственность гораздо больше, чем сейчас. Да, работали много, и даже в декрете "сидели" мало, согласно закона, но к их услугам в то время было много чего: дешевые и даже бесплатные (по талончикам от предприятий)столовые, доступные ясли и детские сады, школы, которые БРАЛИ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ЗА ОБУЧЕНИЕ, НО И, ЧАСТИЧНО, ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ПРИ ЭТОМ, СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО ДЛЯ ИХ МАМ. Также работали поликлиники с ЕЖЕГОДНОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИЕЙ РАБОТНИЦ, причем, эта диспансеризация на крупных предприятиях, вообще, была ВЫЕЗДНОЙ. То есть, женщине не нужно было, как сегодня, выстаивать очередь в поликлинике для того, чтобы сдать плевый анализ или попасть на штатный прием к гинекологу. И опять же, заметьте, все это АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО для нее!!! Могу много еще рассказать о стандартной помощи государства одиноким мамам, матерям детей-инвалидов и многодетным матерям, ну, и так далее, по списку, не говоря уже о том, что квартиру для семьи, хоть и сложно, но все-таки, можно было ЗАРАБОТАТЬ, причем, делал это чаще всего глава семейства. Кстати, разводы тогда были не в почете, особенно, по инициативе мужчины, а, значит, женщины были в большей социальной защищенности, хотя бы в период рождения и воспитания детей. Конечно, все было далеко не идеально, нет. Но я, в принципе, против сравнений, подобных тем, что применил автор в данной статье. То, что технологически мы стали жить лучше, - это естественный результат научно-технического прогресса. Но вот лучше ли мы живем сегодня в других смыслах? Стало ли на сегодняшний день, действительно, красивых и счастливых женщин больше? - Вот в чем вопрос! Думаю, уважаемый автор на него пока что ответить будет не в силах!!!
Татьяна Данилина
кошмар у автора с мозгами
Лариса Медведева
Заметили? на всех фото женщины улыбаются - даже стоя по колено в грязи. И улыбки то искренние.
Жанна ***** 
Неправда.Мои мама и тёти в чёрно-белые фотографиях такие красивые,даже без косметики!
Вперед в СССР
Дефицит товаров и очереди начались во времена правления четы Горбачевых,а до 1986 года в магазинах было "конкретно и по делу" а не как сейчас все ширпотребом узбекским и китайским завалено, продукты непонятно из чего сделаны - все завалено а выбрать нечего. Было много предприятий, фабрик, заводов. Безработицы вообще не было, поэтому Центров занятости тоже не было. Уверенность была в завтрашнем дне. Вчера уволился - сегодня уже работаешь на работе которая более тебе по душе и не дольше 8 часов в день - все по Закону было. А теперь бардак полный. Среднестатистические женщины с высшим образованием работают где придется - продавцами, кассирами в супермаркетах, уборщицами и т.п. по 10-12 часов за копейки порой без выходных, потому что другой работы нет. 12 часов отработала, бежит в дет.сад, магазин, дома тоже стирка, уборка, варка, зарплаты и дней отпуска не хватает на поездки на юг, санатории и т.п., а при СССР все было либо бесплатное, либо дешево - ЖКХ, дет.сад, лагерь, санатории, дома отдыха, школы, кружки, квартиры бесплатно давали и т.д. Мне приятно смотреть на старые фото 50х60х70х годов - намного лучше и со вкусом одеты - вещи натуральные, с изюминкой, улыбки жизнерадостные. Наоборот сейчас женщины/девушки выглядят серыми, одинаковыми, замотанными и нелепо одетыми, т.к. раньше хоть при каком-то порядке жили в СССР, а теперь докатились до рабовладельческого строя - больше никак не назовешь.
Галина Сушкина
Красоту советской женщины ничем не испортишь.Все были настоящие,естественные.Красота идет изнутри женщины.Сейчас синтетической оболочкой никого не удивишь.Наоборот страшит.Стареть даже надо красиво,естественно,как это делали наши мамы,мы женщины рожденные в СССР!
Светлана-свет-Анатольевна
Недаром говорили, что в Советском Союзе легче родиться красивой, чем быть хорошо сделанной. Да и не было настолько развитой индустрии красоты, направленной на удержание молодости любой ценой.
Наталья Першина
Зато настоящие и искренние. Сейчас таких днём с огнём поискать. И потом, неужели утиные губы - это красиво? На мой взгляд так это УРОДСТВО. А штукатурка на лице? Раньше парни целовали чистую кожу, а сейчас что?
Любовь Сарбатова 
Автор написал абсолютную правду!!! ДА она горькая,но правда. Сами шили и вязали, плюс работали. Дома вторая смена. Хорошо выглядили,но какой ценой.
Татьяна Мулдахметова 
Почему же эта правда горькая? Работали, сами себя обеспечивали, не шли в содержанки, и мужу не только сексом интересны были. Дома - разогреть выбранный из обширного меню обед из домовой кухни и забросить в шкаф принесенное из прачечной выстиранное-выглаженное белье - не велика вторая смена. Шили то, что шло к лицу и к фигуре, в ателье или сами, но зато не походили на пестрых кукол.
Тина Конькова
не было у нас в городе никакой домовой кухни - мама сама все готовила... в прачечную тоже белье не сдавала - брезговала... сама стирала... шить не умела... а шить в ателье - дОрого для нас было...
Ольга Краснова
Что хочу добавить. В те годы ведь считалось, что в 25 - старородящая, помните? Правильно, рожали молодыми. И проще было родить, проблем не было. А сейчас?
Дальше - чтобы бросаться на мужика, как сейчас это происходит? Да я еле успевала отбиваться.
И главное. женщины старались хорошо выглядеть, и получалось. Всеми правдами и неправдами. Мама моя, имея двух детей, выпивающего мужа, при всеобщем дефиците и бабушке с "мухоморным характером" умудрялась выглядеть, как кинозвезда. Французские сапоги на шпильке, черное шерстяное приталенное пальто с воротником шикарной белой лисы и такая же меховая шапка- тюрбан.Макияж и Клима.Работала в НИИ. И все недоумевали - а кто же у нее муж? А муж - папа-работал в соседнем НИИ. Вот умела мамочка себя подать.Да и я, когда работала - тоже старалась соответствовать. Это сейчас - ни косметики, ни крашеных волос, пуховик, треники и кроссовки. Но мне кажется, что чистое лицо и чистая голова получше непрокрашеных корней и неаккуратного макияжа.
Анна Сабурова 
Ну и....В статье о том и написаночто у женщин в СССР была колоссальная нагрузка. Кроме 2 нагрузки: работа и дом, езе нагрузка фабрики.пл изготовлению одежды и садон красоты.
Lana Paula
Старородящая после 35 лет.
Ольга Краснова
Нагрузка была, да, но работали чаще всего рядом с домом. Полтора часа в один конец на работу и обратно с работы не тратили..
Ирина Алексеева 
Вообще то это чисто медицинский термин, а не то что старая.
Чубарова Ирина
Работа тяжелая была у тех, кто учиться не хотел, а теперь с высшим образованием работу трудно найти. В Гелинжике была с мужем в 1982 году, по профсоюзной путевке на двоих за чисто символическую плату, кормили даже очень неплохо, в Сочи 21 день отдыхала за 30 руб. Кто хотел хорошо одеваться и выглядеть, главное желание, чмошниц всегда хватало.
Gulmira Akasheva
Думаю автору надо принести свои извинения за прямое оскорбление! Есть настоящее, будет будущее, было прошлое, и никто не в праве выносить оценку и унижать историю нашей жизни!
Вперед в СССР
Женщины и девушки при нынешнем рабовладельческом строе выглядят в 100 раз хуже, чем в СССР, потому что раньше все жили примерно одинаково. А теперь делятся на слишком богатых, бедных и очень-очень бедных. Богатые выглядят в основном ужасно - ботоксы, уколы красоты, чрезмерные чистки тела, безвкусные навороченные дорогие вещи, эпиляции, диеты плохо отражаются на их здоровье, нервах, т.к. они во чтобы то ни стало хотят лучше всех выглядеть, но выглядят с возрастом только хуже и смешнее, и похожи друг на друга как Клоны. И все это они делают потому что не знают куда еще девать свои деньги. Бедные и очень-очень бедные тоже стремятся приукрасить себя - ужасные наращенные маникюры в жутких розочках, одеты в непонятный китайско-узбекский ширпотреб и тоже похожи друг на друга как Клоны. Но есть и богатые и бедные, которые имеют тонкий вкус, приятную естественную ухоженность. Но все равно они не выглядят лучше и моложе женщин и девушек СССР. Раньше если кто-то и был в СССР полный, это была в основном здоровая полнота, а теперь с нездоровой полнотой много как в США. Питание в России неправильное и плохое теперь у всех. Современные девушки думают что они питаются правильно (овощи, фрукты, зелень), но все заражено химикатами уже из земли.
При СССР питание было простым, но более натуральным и все продукты были очень вкусные.
Бедная современная молодежь - они не знают какой настоящий вкус должен быть у продуктов питания - молока, сливок, сосисок, хлеба, тех же овощей и фруктов. Эти продукты теперь все искусственные. нахимиченные, поэтому невкусные. В СССР все продукты изготавливались строго на государственных фабриках, строго по ГОСТУ.
И пусть разнообразия продуктов такого не было, зато было все очень вкусное. А для чего теперь все завалено дребеденью которую есть невозможно?
Мария Лазарева
У меня сейчас рабочая неделя официально - 51 час и от отпуска в 56 дней - "рожки да ножки" - дней 10. Зарплата в Советское время была бы выше, чем у министра. Как-то дальше и сравнивать не хочется.
Татьяна Суворина 
Да..многое правда...НООООО...МОЯ МАМОЧКА ПРОШЛА ВСЕ ТРУДНОСТИ И ДЕРЕВЕНСКОЙ И ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ..А ВЫГЛЯДЕЛА ВСЕГДА как актриса-с прической,напудренная Умерла в 81 год-А ТЕЛО и лицо-не старше 55 лет!!!!! Царство ей небесное....а сейчас-умойте,раденьте -и только тогда будет видна истина(((((...Мне кажется,что СЛИШКОМ увлеклись внешностью,ЗАБЫВ о внутренней чистоте и красоте!!!!!!..Да и вообще,какие были правила в Советское время?Они почти все были повторением Заповедей Бога!!!!!
Анна Сабурова 
Ну вот как любят приврать. Одежкой, ухищрениями можно прикрыть возрастные изменяние кожи, тела.
Но никогда и никто в 80 не будет иметь тело 55 летней. Даже не вылезая из спортзалов и делая бесконечные обертывпния для кожи
Ларисочка Цветочкина
Тогдашние 55 лет и теперешние - 2 большие разницы. Думаю, по тогдашним меркам вполне могло такое быть)
Star 73
когда моей бабушке было 80 я помогала ей искупаться... и могу уверить что тело было гладкое и не морщинистое.хотя она была среднего сложения,стройная.на лице были морщины, но только глубокие мимические,но не как сейчас серые, пожемканные лица уже в 50,если без уколов красоты..может все таки экология важнее косметики...
Ольга Краснова
Вы утрируете. Мне 50... Лицо не серое и морщин не особо. А я маслом вместо кремов пользуюсь))) И не худею, это тоже влияет.
Гур Арье
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
утверждение автора, что в 20 выглядели на 50 не соответствует действительности. Зато сейчас в 16 выглядят как битые жизнью шлюхи: взгляд стервозный, потухший, не девичий. А брови в стиле "дорогой Леонид Ильич" вкупе с пластиковыми наклейками на ногтях как вам?
Светлана Игнатьева
Дрянь какая то !!!! Главное из каких источников это взято? Сам автор не жил при СССР! Пишут, лишь бы писать!!!!
Марина Ивахина 
" Что то стало м глазами когда-то загадочных женщин"- спел Макаревич. Посмотрите на старые фото наших мам и их подруг. Там лица,глаза,глубина, притяжение. А вот вчера увидела салон " красоты": там услуга такая- " дизайн взгляда" называется. Это в городе Электросталь Московской области. Или я что-то не понимаю?
Intertechservice Наталья
смешались в кучу люди, кони.... аффтар, красота и ухоженность - это всё-таки две большие разницы! и не надо в одну кучу всё валить! в любые времена были красивые женщины и некрасивые! и страшная девка с дутыми губищами, отшугаренная и намалеванная так и останется страшной! как бы она там не обольщалась насчет себя, не селфилась по сто раз в день - страааашная всё равно! а красивой от природы женщине, если еще при этом и есть толика вкуса, всё это не особо и нужно. на таких любуются без макияжа, без новомодных шмоток (которые иногда только портят эту природную красоту. Это как превосходный спелый фрукт без изъяна, с натуральным изысканным ароматом, прекрасный на вид. Максимум в чем он нуждается - чистота и свежесть! А эти деланные "красотки" как кривобокий, кислый и неприглядный фрукт, который нужно подрезать, почистить, подшаманить, полить соусом и приправами, разложить покрасивее на яркой посуде - и вроде уже тоже есть чему порадоваться! Так что не надо ударяться в это огульное охаивание всего советского! Я смотрю на черно-белые фотографии мамы и подруг, бабушки и подруг - всегда среди них были красавицы, миловидные, заурядные, страшненькие, худышки, толстушки. А форма бровей, одежда, прически - ну так мода у каждого времени своя! Тогда бровки ниточкой считались женственными и красивыми, сейчас в другую крайность ударились, во времена Моны Лизы вообще сбривали брови женщины, это было эталоном красоты. И сейчас посмотришь на армию девок в джинсах скинни (и это независимо от фигуры), бровищи-палки как у мужика, ресницы нарастят как ветки, патлы крашенные развесят, когти растопырили - и красааааавишны! Единицы знают чувство меры и имеют вкус, чтобы не отставая от моды всё-таки выглядеть индивидуально и красиво!
Наталия Наталия 
Меня автор совсем взбесил... Негативный посыл с самых первых строк текста! хотела бы я посмотреть на то как выглядит автор этой статьи и как обустроена жизнь (работа, спа, салоны, семья дом).
Ларисочка Цветочкина
Да, всё верно: кто хотел быть красивой, умудрялся быть красивой даже при том ограниченном наборе средств. А кому плевать на свою внешность, те и сейчас жабы жабами. А особенно "умиляют" девушки (женщины), которые не вылезают из спортзалов, не слезают с диет, используют все новинки косметологии и даже пласт. хирургии и всё равно СТРАШНЫЕ. Так что истина, как всегда, где-то посередине.
donald
Автор, ну сколько уже можно поливать помоями наше светлое прошлое? И зря стараетесь кстати - процент ностальгии по Советскому прошлому с каждым днём всё выше! Не вымарать Вам нашу память, сколько бы не старались!
Elena Teremi-Rikovski 
...а отличная тушь была эта "плевалка"...
Ольга Краснова
Да? А если в глаза попадала? Забыли?
Марина Журакова
И стоила 70 копеек. А плевать в неё не надо, а просто смочить кисточку кипячённой водой. Никаких проблем с глазами не было!
Виктория
В составе Ленинградской туши пчелиный воск. Кстати, она и сейчас продаётся.
Elena Teremi-Rikovski 
здорово!!! В Питере редко бываю,не видела ни разу...в след.раз обязательно поищу...ресницы получались-просто ух!!!! :)
Елена Аълоева
Такая тушь продается в магазинах "Улыбка радуги". Я как-то случайно увидела ее - по акции возле кассы стояла на стенде. Купила, на удержалась - это же как машина времени назад на 45 лет :).
Вперед в СССР
Молодые люди, пишущие такие статьи! Когда вымрет все поколение СССР, тогда и будете басни про "кошмарный СССР" рассказывать своим внукам. Наши отцы, деды после войны из руин такую страну подняли - построили заводы, фабрики и т.д.!!! И все было для людей, во имя жизни людей!!! А ублюдки, начиная с Горбачева, Ельцина, заканчивая Путиным, все это развалили и разворовали!!! И вы, молодые люди, своей стране не нужны!!! Цель только одна - скачать с вас побольше здоровья и денег! Вы не живете, а выживаете, а вот как раз то при СССР жили люди, а не маялись как сейчас! Так что не пишите про то, чего не можете знать!
Ольга Токарева 
В смысле работы согласна, работали на тяжелых работах. Но для праздников наряжались все. Парикмахерские работали по записи в предпраздничные дни. Мастера не работали фенами-их просто не было. Вещи были или от фарцы, если хотели что-то модненькое. Шили и вязали по журналам Работница, Работница и селянка. Бурда была у очень блатных, в смысле купленных по блату.Сейчас в Казахстане в Астане продают абонемент на гиалуронку, татуаж бровей и губ стоит на год 100.000 рублей. В России такие услуги еще больше стоят. Но этими услугами пользуются офисный планктон и дамы бизнесменов. Женщины всегда стремятся к красоте, которая им доступна.
Елена Аълоева
Журнал "Burda" появился в 87-м году. Это уже перед развалом Союза :(.
Вперед в СССР
Молодые люди, которые пишут такие статьи! Вы ведь не жили в СССР и не ощущали этой жизни на себе и не видели в реальности как выглядели тогда женщины/девушки, так зачем пишите про то,
что не видели на самом деле. Что сейчас, что много лет назад были люди, которые занимались своей внешностью и были которые ею не занимались. Но выглядеть в 20 лет на 50 это вы круто загнули, ни в одном веке такого не было. Вы пишите, что при СССР у женщин дом-работа-стирка-дет.сад-работа. А сейчас чем лучше живете? А кошмарными вам кажутся женщины/девушки СССР только потому, что вы сейчас живете в кошмарной действительности, в кошмарном государстве, в котором жить с каждым годом все кошмарнее.(Если вы, конечно, дочь/жена олигарха., высокопоставленного, светская львица и т.п., то реальности жизни в РФ вас не касаются).
Tатьяна Горелова
А я когда читала статью, просто физически ощутила давление того времени. Очереди везде и всюду, колбаса двух видов, за молоком очереди, за мясом очереди. Сырки, помню, детские давали по два в руки, а у меня трое детей. Когда я попросила три, показав паспорт. очередь меня чуть саму не съела. Муж всегда на работе. Денег всегда не хватает. О каком салоне красоты вы говорите? Денег хватало только на еду самую простую. Гречку нужно было "доставать". А еще помню времена Хрущова, когда мы с бабушкой стояли в очереди за хлебом. Она меня брала с собой, потому что в руки давали только по одной буханке. А у нас семья была 5 человек. Так что жили все по-разному. И статья очень даже передает дух того времени.
MIRA MIRA 
Конечно, в советское время всё было не идеально, но квартиры бесплатно получали, дети ездили в пионерские лагеря, получали путёвку в соцстраны: Болгария, ГДР и др. Лечились бесплатно в оздоровительных санаториях. Оплачивали больничные и отпуска. Сейчас у нас на работе такого нету. Не увольняли просто так. Сейчас захотелось уволить руководству, всё, идешь на увольнение. Какими-то бесправными стали. Миром правят деньги.
Анна Лаптева 
Ну. Я тоже выросла в советское время. И могу точно сказать, что в стране жили по разному. В Москве и Ленинграде было все и многое. А вот мы всю жизнь прожили на Севере. Так, как сейчас помню, что матушка после работы бегала к столичным поездам в вагон-рестораны, чтобы мясные кости там купить. Да и из декрета, мама вышла в 9 мес. А нас у нее было двое, так положено было. И с деньгами выкручивались. И касса взаимопомощи и т.п. И счастье, что наша мама прекрасно шила, взяла и вообще рукодельница. Мы всегда отличались с сестрой от всех. Не магазинные были. И выглядит она и сейчас в свои 78 изумительно. Спасибо ее заботе. А так и подростки и школы разные были. В зависимости от района. Во все времена есть свое хорошо и свое плохо. Просто время быстро проходит и молодость вместе с ним.
Лилия Нечаева
Свои плюсы и минусы во все времена. И вкусы у людей разные, кому нравятся худые, кому-то полные.
Если б не было ада и рая, их бы выдумал сам человек
Татьяна Савелюшкина 
Что он с успехом и сделал))
Татьяна Ласунова 
Красивые и тогда были, и сейчас их много. Ухоженность - большой плюс к природной красоте. Интересная "подача" себя, манера говорить, улыбка, шарм - еще лучше. Просто ""загламуренность" без меры портит даже изначально красивых. А это уже вопрос к "мозгу". Ну а страшненькие и тупенькие- тем более пусть себе "утиные губки" делают, их уже ничего испортить не может))
Натали Бендербей
в 70тые годы брили ноги подмышки и зону бикини(правда только перед выходом на пляж).может в деревнях и ходили волосатые.стриглись ,красились,делали маникюр и педикюр (тогда был только обрезной).ходили к косметологу на чистку лица и массаж.летали в Болгарию отдыхать.все жили и выглядели по разному,впрочем,как и сейчас.
наталья вяткина
Сейчас мне почти 50 лет. Я видела фото своей мамы в молодости. Короткая замшевая юбка, сильно мини. Красивая блузка, туфли на высокой платформе. Кто хотел в те времена одеваться и выглядеть модно, так и выглядели. Я помню в 90 знакомая удивилась моим ногам, что на них совсем нет растительности. Я объяснила, что просто брею ноги, она была в шоке. Хотя была моя ровесница.
Margaritka Mamonova
Я тоже когда пересматриваю мамины фотки из ее юности 70 -х годов, не вижу никакой жуткой моды: замшевая юбочка с пуговицами впереди коротенькая, польские сапоги на высоком каблуке , водолазка, коротенькое свадебное платьице и аккуратная пышная фата, все очень красиво, в духе времени. В любое время женщины за собой либо ухаживали либо нет.
Тигода
Мне кажется сравнивать времена занятие бесперспективное. И в СССР люди были счастливы и всем довольны, и сейчас думаю такие найдутся. И недостатков можно найти во все времена. У меня папу не пустили в Болгарию, потому что он не знал дату рождения Брежнева.
Жили в деревне о поездках летом к морю даже не мечтали. Некогда.
И салонов в деревнях не было...зато свой огород, корова, овцы, поросята. Соответственно свое мясо, молоко, овощи. Ну и безоблачное детство рядом с родителями.
Сейчас я, конечно, могу себе позволить куда больше чем моя мама тогда. И салоны, и фитнес. И в принципе я довольна своей жизнью. И детство свое вспоминаю с радостью)
Ирина Коваленко 
Да , мужчины выглядели в то время старовать! или сейчас восемнадцатилетние или теперь парнишки как дети на их фоне! думаю всё таки питание с годами становилось лучше! в моё время банка майонеза на новый год - предел мечтаний, и один апельсин в подарке и следующий жди на другой, а сейчас апельсины дешевле сока! да и физически работали много! субботы у родителей были все рабочие! для меня счастье было если мама в субботу дома! всё "плохо" живём, а наши дети и не знают такого!
Виктория
А ещё были субботники и даже воскресники - иногда и в воскресенье уборку делали. И при этом 6тидневное школьное обучение и 6тидневная рабочая неделя. И бесконечные собрания.
Людмила Борисова
А моя мама и моя свекровь не только сами стирали постельное, а ещё и кипятили в баках, чтоб оно было белое, зимой выкидывали на мороз, а летом сушили на открытом солнце. И запах у того белья был АФИГЕННЫЙ! Я один раз сдала в прачку белье и все, не нада мне ихяя отдушка. Но в наше время уже постельное было цветное.
Вероника Архипова
Это относится не только к советским женщинам. И наши, и голливудские звезды тоже выглядели старше. Это такое поколение было. Взять фото выпускников тех лет. Они то уж точно пока нигде не трудились. А 17-18 им не дашь. Минимум 25. Да что здесь говорить. С поколениями внешность очень меняется. Ни у одного человека, а у всех.Возьмите 19,18 и т.д. Дамочки, не обремененные физическим трудом, тоже моложе не выглядели.
Татьяна
Абсолютная правда. Полностью согласна с автором статьи. Поражает масса злобных комментариев по поводу статьи.
Любаня
Во времена СССР все были дружными, не стыдились толпами одноклассников ходить друг к другу в гости, не сидели по углам, весёлые, спокойные, уверенные мамы, отсутствие матов, интеллегентность, много книг, много отдыха в пионер лагерях, спорт лагерях, на море, вспомните путёвки Мать и детям на море, дома отдыха, квартиры, наконец, как лучший вариант кооперативе. У моей бабушки и мамы были и лаки для ногтей, крема, чех тени ит.д.А японинские кроссовки, куртки И т. п. Ну работал дед шахтёром. А сейчас дети злые, непристоенные на лето, то им одно то другое, у гаджетов и сладостей, знакомые с матом с младенчества. Вообще класс!!! А мы мамы врачи,да на 2,5 ставки, сон не более 4-5 часов, вообще идёшь вся такая нервная красавица, да уроки делать, тк учителям это не надо, это наши проблемы. Да мне эту косметику намазать не когда, ровно как и поесть, поэтому и стройная, а подруг пригласить тоже опасается вдруг что не как у всех. Так, что все чудесно
Людмила Лок
Прочитала я большинство ответов, прямо оторопь берет, как мы хаим своих детей. Если посмотреть много сейчас красивых девочек и молодых людей. Основная масса не прибегают ко всяким там процедурам. То время было со своими плюсами и минусами и это время такое же, просто мы были молоды и недостатков не замечали, как и наши дети сейчас. Времена всегда одинаковые, но со своими индивидуальностями. Моя бабушка со слов прабабушки царскую России тоже хорошими словами вспоминала и говорила: "Тогда не жили хорошо только те, кто не хотел работать". Я думаю в любое время это актуально.
клавдия дутова 
Всему своё время, и каждому своё. И нечего тут философствовать.
Таня Сергеева 
было хотя бы видно где женщина, а где мужчина, у каждой эпохи свои недостатки...
Ольга Белка 
Все , чья молодость попала на время ссср, жили в разных местах страны, соответственно в разных условиях. Что ж тут доказывать то? Да, я из Подмосковья, не знала, что такое коммунальная квартира, а подруга приехала из Мордовии, там ещё дома с земляными полами были и сахар- лакомство только для детей.
Anastasiya Borisovna
Впервые я увидела старый фильм "В добрый путь" 50-х годов, когда мне было 17, и я поступала в институт. Т. е. я была ровесница героев фильма. Я ужаснулась как выглядела та "молодёжь" в 17 лет! Тётки и дядьки 50-ти лет!!! Их играли актёры-переростки или действительно выпускники школ выглядели так?
Iryna Iryna
Актёрам было 20-26 лет.
Ирина Алексеева 
Их же играли возрастные актёры. И да выглядели они старовато.
Валерий Я 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Статья из серии - "Как они жили? на айфонов, ни плазм, ни планшетов не было у них!!!" Про прогресс никто и не думает. А вот ещё раньше, лапти носили, платки и кокошники! И, о ужас!!! У мужиков трусов не было!!! Они КАЛЬСОНЫ носили!!! Представляете!?!?!?!
валентина шушпанова
я хотела поставить "статья не понравилась", но следующая цифра ( за 98) упорно не пробивалась. ограничитель что ли стоит?
Таня Х
Мама в семидесятые училась на продавца, в косметике разбиралась профессионально, по ее памяти бывает интересно сравнить, как отличаются современные правила ухода за кожей и средства от тех. Бритва женская в розово-белой коробочке, собирается, лезвие покупается отдельно, пемза, крема разные, тоналка не только "балет", плойки-бигуди, химию делали не все, брови арки и ниточки - мода была такая, меня лично в соцсетях вплоть до 2010 попрекали густыми бровями, хоть и скорректированными у профи. Духов намного больше, чем один-два аромата, кто хоть немного в духах разбирается, знает, что наши оригинальные формулы парфюмерии обменивали с зарубежными товарищами, ну или хоть на фрагрантике статьи почитайте об этом. Помню как-то лет в пять выставила все мамины духи - посмотреть какие лучше - штук 12 где-то. И в коробочках, выложенных атласом, и разные, не помню всех названий, да и нам, девочкам восьмидесятых, дарили - и детские духи, и взрослые. Мне нравились в детстве духи "Ассоль", подруге в том же возрасте "Уральские самоцветы". Помад у мамы было штук двадцать, я тоже как-то сидела выбирала, мама пугала, что губы посинеют, если буду пробовать краситься ее косметикой. В 1979 году я как-то шкаф выкрасила лаками для ногтей ее, маленькая была сильно. Выглядели люди старше, чем теперь, ну да мода такая была, в тридцать лет мама хотела уши проколоть, например, в семье ей возразили - молодишься...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
5 вещей, которых никто не требовал от советских женщин, а современные всем должны
5 вещей, которых никто не требовал от советских женщин, а современные всем должны
165
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 23 апр 2021
Пять проблем советских красавиц. Почему среди красивых женщин прошлого так много несчастных судеб?
Пять проблем советских красавиц. Почему среди красивых женщин прошлого так много несчастных судеб?
15
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 05 фев 2023
Электровибратор на службе советских женщин
Электровибратор на службе советских женщин
6
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 08:30 17 янв 2022
Тайна белого фартука: Почему одежда советских школьниц так похожа на униформу горничных
Тайна белого фартука: Почему одежда советских школьниц так похожа на униформу горничных
25
Человек познаёт мир 12:30 25 сен 2023
Красота по-индийски: истинная красота обыкновенных женщин
Красота по-индийски: истинная красота обыкновенных женщин
6
Человек познаёт мир 08:30 22 мар 2023
Модные уловки советских женщин
Модные уловки советских женщин
94
Сад огород дача и все самое интересное 08:39 04 ноя 2021
Для чего в некоторых советских домах делали сквозные подъезды
Для чего в некоторых советских домах делали сквозные подъезды
3
Человек познаёт мир 05:30 13 мар 2024
10 мудрых бытовых привычек турецких женщин
10 мудрых бытовых привычек турецких женщин
11
Человек познаёт мир 09:59 20 мар 2024
Базовый гардероб для полных женщин: 10 элементов
Базовый гардероб для полных женщин: 10 элементов
35
Женский развлекательный и поучительный сайт. 15:58 22 фев 2020
Секретные романы советских знаменитостей
Секретные романы советских знаменитостей
5
Интересный мир 20:24 23 дек 2023
7 самых неприятных привычек у женщин
7 самых неприятных привычек у женщин
43
Женский развлекательный и поучительный сайт. 20:48 14 сен 2020
Морковь для плова: как ее нарезать
Морковь для плова: как ее нарезать
4
Сайт обо всём и для всех 15:59 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства