Решила подкормить помидорки, хиленькая рассада какая-то, и невольно смотрю в окно.
Снег уже почти растаял, дорога и тротуары чистые и сухие, и лишь по середине двора возвышается грязная снежная куча. И дворник раскидывает эту кучу, чтоб быстрее растаяла. Недалеко от него стояли несколько женщин и что-то оживленно обсуждали.
Вечером я узнала, что произошло. Раскапывая кучу снега, дворник нашел рюкзак. Обычные школьный рюкзак, с учебниками, тетрадками, сменной обувью, и даже телефон лежал в боковом кармашке. Странная находка конечно. В дневнике на первой странице фамилия и адрес ученика. Оказалось, это мальчик Дима ученик в 5го класса живет в нашем доме. День выходной, все дома, начали разбираться. И правда этот Дима потерял рюкзак еще в декабре. Говорил так: шел с мальчишками со школы, во дворе портфели бросили на горке и тут же, на кучах снега, прыгали. Кроме них во дворе были и другие дети. Никого чужого не было, все свои. А потом идти домой, а рюкзака нет. Вот и все. Ну поискали, не нашли. Дома поругали, и купили новый. Куда деваться то?
Потом каким-то образом все же выяснили, кто спрятал рюкзак. Это оказался Димин друг. Просто тогда они были в соре. И чтоб досадить, он закопал в снегу рюкзак. Никто и не заметил. А потом еще и помогал искать вместе со всеми . А потом через день чистили двор и все завалили еще больше снегом.
Так вот, самое ужасное в этой истории, что меня поразило, что этот мальчик так и дружил с Димой все это время, ходил к нему домой, наверно радовался в душе, что Димин дорогой телефон где-то глубоко под снегом, и теперь он ходил со старым, кнопочным телефоном. Сделал гадость и наслаждался ею с близкого расстояния, всегда был рядом с Димой. И объяснил это так : ну мы тогда поругались, вот я отомстил. А чо? Мы ж потом помирились.
Я просто ужасаюсь, это такой хладнокровный поступок, что же дальше вырастит из этого мальчика.
В начале 80х я училась в школе, в 9м классе. Была у нас завуч, Вера Васильевна, историю преподавала. И вот у нее была ручка очень необычная. Ну, необычная для того времени. Металлический блестящий корпус с гравировкой, два цвета пасты, синяя и красная, и та часть сверху, которая нажималась, представляла собой красный кристал. Камень был недрагоценный конечно же, но все же натуральный. Ручка была очень красивая , оригинальная. Эксклюзив, можно сказать, второй такой не было, это был подарок. И все в школе знали про эту ее необыкновенную ручку.
И вот как то Вера Васильевна вела урок, ручку положила как всегда на открытый журнал. А в конце урока, видимо не глядя, его захлопнула вместе с ручкой внутри, и отдала нашей отличнице Тане Ермаковой, она была у нас дежурной, и попросила отнести его на следующий урок,
географию. Почему она ей отдала непонятно, обычно уносили в учительскую. Ну, а потом Вера Васильевна прибежала к нам на урок, спохватилась, где ручка, а ее в журнале и нет. Думали, что она просто выпала где-то, пока Таня журнал несла.
Искали всей школой. Этой ручкой Вера Васильевна очень дорожила, и просила всех учеников ее поискать и вернуть. Она чуть не плакала, что потеряла ручку. Мы с девчонками обсуждали это, и жалели ее. И никто не говорил : " подумаешь какая-то ручка, чего так убиваться-то?" Все понимали,что учителю это очень важно почему-то. Наверно это был подарок очень дорогого ей человека.
А потом, примерно через полгода, когда уже забыли про это, оказалось, что эту ручку взяла учитель географии. Увидела ручку внутри журнала и забрала себе. И молчала все время. А узнали случайно, ее муж принес ручку к себе на работу, чтоб гравировку зашлифовать. А ручка-то особенная. А мир как известно тесен и скоро все узнали об этом. И мы дети тоже узнали. Мы любили Веру Васильевну , а эту воровку презирали. А она так и продолжала работать, как ни в чем не бывало. Мы даже отказывались сдавать ей экзамен. А географичка даже не испытывала никакого стыда : что тут такого? Ну взяла и что?
Ручку тогда она вернула, вот только гравировку успели стереть. А мы, молодые максималисты, возмущались : почему ее не выгнали из школы? Ну и что, что это всего лишь ручка! Важен сам факт. Мы, комсомольцы, даже собирались писать письмо в Партком.Правда Вера Васильевна нас тогда всех остановила.
И вот тогда мы все решали с девчонками: что в человеке главное? Вот что можно выразить одним словом, самым главным.
Доброта? человек может быть добрым, любить животных, вот как мальчик Дима, а потом взять и сделать пакасть, ради мести и от зависти.
Скромность? Вот моя географичка была очень даже скромная. Даже скрытная, можно сказать, стеснительная очень. Но это ей не помешало ручку заныкать.
Честность? Понятие чести - это понятие морали, каждый ее подделывает под себя.
А вот порядочность? Это что такое? Оказывается, Порядочность - это неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам. Понимаете? Порядочный человек просто неспособен на плохие поступки. Вот , оно то самое главное одно слово : Порядочность. Все очень просто : есть порядочность и непорядочность. И не надо много других слов. Эти слова и так очень емкие и все в себя и так включают. Надо быть ПОРЯДОЧНЫМ человеком. И все.
Конечно это было все очень давно, эти наши рассуждения. Но мне кажется и сейчас все остается в силе. Ничего не изменилось. Люди все те же.
Это мою хиленькую рассаду можно еще исправить , подкормить, и она выправиться, и станет сильной и правильной. А вот чем "кормить" человека, чтоб он стал ПОРЯДОЧНЫМ?
Комментарии (19)