Дальний Восток продолжает развиваться. Новые мосты, космодром, дороги, заводы... А теперь вот – новый морской порт на Сахалине.
Честно сказать, я уже устал считать все эти порты, которые появляются на карте России буквально как грибы. Чего стоит один только порт Усть-Луга? Он возник буквально на пустом и диком берегу, а сейчас уже выходит на одну из первых позиций в Европе по грузообороту.
А порт Сабетта на Ямале? Порт Игарка и Варандей? Амдерма? Певек, Диксон, Дудинка, Тикси, Хатанга… И это только арктические порты, которые либо строятся с нуля, либо значительно модернизируются.
В этой связи, весть о еще одном новом порте – радостная, конечно, но не удивительная. И задаешься вопросом – а куда столько?
Название новому порту на Сахалине еще даже точно не придумано. Известно только, что располагаться порт будет вблизи поселка Новое на восточном побережье.
Поселок представляет из себя небольшую ж/д станцию. Ближайшие города – Макаров (6500 жителей) и Поронайск (15 000). В Поронайске, кстати говоря, уже имеется порт, но - небольшой.
Изначально планировалось развивать именно этот Поронайский порт, но сейчас решили строить грузовые терминалы с нуля.
С точки зрения географии, новый порт располагается на берегу Охотского моря, в заливе с интересным названием – Терпение. Именно этот залив придает Сахалину характерную «зазубрину» на востоке.
Один из минусов данной местности в том, что зимой она замерзает. То есть, навигация здесь не круглогодичная. Однако, даже с учетом этой особенности, мощность порта планируется в районе 13-14 млн тонн грузов в год.
Что это такое – 13 – 14 млн.? Тогда просто для сравнения - вот какие грузообороты у некоторых известных портов России:
- Магадан – 3 млн тонн
- Сочи – 5 млн тонн
- Темрюк – 10 млн тонн
- Архангельск – 11 млн тонн
Если же сравнивать именно с крупными портами, то вот самые известные из них:
- Владивосток – 22 млн тонн
- Калининград – 44 млн тонн
- Санкт-Петербург – 110 млн тонн
- Новороссийск – 208 млн тонн
Исходя из предоставленных данных, мы можем понять, что новый сахалинский порт будет не самым крупным, конечно. Но и не маленьким. Примерно – пятым в стране. Такую же мощность, как он, имеют, например, порты Астрахань и Варандей.
Стоимость строительства
Ее оценивают примерно в 36 миллиардов рублей.
По сравнению с другими крупными инфраструктурными стройками, это немного, конечно. Но – все-таки!.. Такую стоимость имеет порядка 50 современных, оборудованных сельских школ. Или 5-7 новых районных больниц.
При этом, особенность финансирования в том, что государство выделит на строительство всего около 10% средств. Остальные же 90% предоставит частный инвестор, а именно – один из владельцев "Юлмарта" питерский бизнесмен Михаил Скигин.
Взамен на свои инвестиции, Скигин получит право получения прибыли от порта в течение 49 лет. То есть, он как бы строит для себя, но через 49 лет порт отойдет государству. Такая схема называется концессией.
Кроме того, все эти 49 лет государство будет получать налоги с данного предприятия. Ну, и сотни (а может и тысячи) новых рабочих мест + развитие региона в целом – об этом тоже не стоит забывать.
Когда начнут
Стройку планируют начать в 2023-м, а в 2025-м уже будут запускаться первые терминалы. К 2027-му порт должен выйти на проектную мощность.
Учитывая, что проект этот – частный (ну, на 90%), то можно надеяться, что:
А. Смета особо не вырастет
Б. Строители уложатся в срок
Все-таки, частники свои деньги и время, наверное, как-то лучше контролируют, чем государство. Хотя, могу ошибаться, конечно.
В любом случае, подобные проекты не могут не радовать, ведь это рабочие места, налоги, хорошая практика для инженеров и строителей, развитие Дальнего Востока и т.д. А вы как думаете – нужен нам еще один порт? На далеком Сахалине?
Комментарии (0)