30 августа 1979 года, в зале Дома кино, зрители слушали речь режиссера Георгия Данелии, который представлял свою новую картину «Осенний марафон». Он говорил: «Мы просим у вас снисхождения. В нашем фильме рассказано о женатом человеке, имеющем любовницу. Так как это невозможная для нашей страны ситуация, то мы чувствовали себя так, будто снимали фантастический фильм.»
Все началось со сценария «Горестная жизнь плута» написанного драматургом Александром Володиным.
Эта история про самого Володина, в жизни которого существовал любовный треугольник: его жена Фрида, он сам и его девушка Елена.
Драматург принес сценарий Георгию Данелия и убедил его снять фильм. После небольших поправок в сценарии название фильма изменили на «Осенний марафон».
"Осенний"- это намек на возраст героя, "марафон"- это бег Бузыкина, который не может остановиться и подумать, чего же он хочет от жизни.
Роль посланная свыше.
Мало кто знает, что роль Бузыкина должен был играть Александр Калягин, но когда окончательный вариант сценария был готов, типаж этого актера уже не вписывался в сюжетную линию. Тогда ассистентка режиссера Елена Судакова стала предлагать Олега Басилашвили, но Георгий Данелия не хотел брать его, т.к видел актера только в роли импозантного и пробивного хозяина жизни Самохвалова.
На эту роль пробовались еще несколько артистов: Леонид Куравлев, Анатолий Кузнецов, Николай Губенко и Станислав Любшин.
Елена Судакова все-таки настояла на пробах Басилашвили. Но в итоге, Олег Валерьянович их провалил.
Когда Басилашвили вылетел из павильона Мосфильма, Данелия был в ярости. Режиссер курил у окна и в сотый раз доказывал ассистентке, что нужен совсем другой типаж. На вопрос, какой? Данелия ответил: «Да вот этот!»- и указал на высокого, сутуловатого человека с портфелем и кепке, поспешно идущего по аллее Мосфильма. Им оказался Олег Басилашвили. Ассистентка тут же крикнула в окно: Олег, вернитесь!»
«Как вы могли разрушить семью, ни стыда, ни совести!»
На роль Аллочки была приглашена актриса Марина Неелова. Георгий Данеля помнил ее еще по ранним фильмам, где Марина была молоденькой девочкой, с ангельской внешностью. Когда Марина приехала на пробы, то режиссер был разочарован, он увидел перед собой повзрослевшую, похорошевшую женщину, что его сильно смутило. Но после проведенных проб, Данелия понял, что кроме Марины Нееловой эту роль не сыграет ни кто. Роль Аллочки зрительницы приняли неоднозначно, причем свое отношение перенесли на актрису и стали забрасывать Неелову письмами.
Жены писали: «Как вы могли разрушить семью, ни стыда, ни совести!». А возлюбленные, наоборот, поддерживали ее, уверенные, что речь идет о настоящей любви, и мужчина не должен жить с женой, если чувств не осталось.
После выхода фильма Георгию Данелия приходили письма от зрителей: «Как так получилось, вы же сняли фильм про меня!». А приятели режиссера не раз говорили: «Как ты нас всех талантливо Заложил!»
Так сценарист Александр Володин в «Осеннем марафоне» описал себя и собственную жизнь. Женщину с которой он списал образ Аллочки, звали Елена. Она работала помощником режиссера в театре «на Литейном», в Ленинграде. Елена родила ему сына, но очень рано ушла из жизни, умерла от Сердечного приступа. С ее смертью Александр Моисеевич так и не смог смириться.
Данелия снимал фильм про себя.
Коллеги режиссера Георгия Данелия говорили, что маэстро снимал картину про себя. Бузыкин-он сам, Нина Евлампиевна – его гражданская супруга актриса Любовь Соколова, а Аллочка – это намек на писательницу и сценаристку Викторию Токареву, с которой Данелия сотрудничал более 15 лет.
Стоит сказать, что образ Варвары, которую сыграла Галина Волчек, нещадно эксплуатирующий талант и безотказность Бузыкина, тоже возник неслучайно. В жизни режиссера и его возлюбленной Виктории Токаревой, был такой посредник - ученик Данелии на высших режиссерских курсах, Леон Измайлов. Молодой человек знал об отношениях учителя и его очаровательной коллеги.
Поэтому часто и было так: Токарева звонила Измайлову, а тот перезванивал Данелии и сообщал, что ТАМ ждут его звонка.
Тогда даже и подумать никто не мог, что вскоре, эту историю назовут «фильмом ужасов для мужчин».
- Фильм стал невероятно близок практически каждому жителю нашей страны. Не только потому, что раньше так снимали, а потому, что в нем есть правдивая и вечная история, которая называется –жизнь.
Комментарии (0)