В 2012 году на встрече с доверенными лицами в Академии наук Путин поделился своими теологическими изысканиями: «Коммунистическая идеология – основные постулаты взяты из традиционных мировых религий... Кодекс строителя коммунизма – это все равно что в Библии посмотреть или в Коране».
Сегодня президент продолжает эту линию размышлений: «Коммунистическая идеология очень сродни христианству», – заявил он в интервью телеканалу Россия-1. – Вера, она всегда нас сопровождала… Смотрите, Ленина положили в Мавзолей. Чем это отличается от мощей святых? Когда мне говорят: в христианском мире нет такой традиции, как же нет? На Афон поезжайте, посмотрите. Там мощи святые есть... По сути ничего нового тогдашняя власть не придумала. Она просто приспособила под свою идеологию то, что человечество давно уже изобрело».
Эту тему можно бесконечно развивать – обнаруживая сходство КПСС не только с христианской верой, но и с конфуцианством, уравнительным устройством империи инков, исламом, воззрениями Платона, утопиями Мора и Кампанеллы и т.п.
Но более плодотворно не лазить в соблазн поверхностных сравнений, а подумать о сути. Вот есть животный мир, а есть выделяющееся из него человечество. Нельзя же просто выделиться без никаких признаков! Ведь есть же какие-то средства выделения, которые отделяют дикость от цивилизации.
Вот здесь стадо – а вот здесь уже общество. А вот здесь снова стадо... Скажем, живой организм дышит. Можно восхищаться, подмечая это у анатомически разных организмов. Ой, смотрите, а кошка тоже дышит, как мы! Ой, смотрите, и собачка тоже! И хомяк, и жираф – у всех по две ноздри...
Существуют определённые вещи, необходимые для каждого цивилизованного общество, если оно не хочет вымирать и деградировать. На этой почве и возникает удивившая Путина конвергенция обрядности, схожесть в заветах Христа и Ленина.
Дельфин или кит, пребывая всё время в воде, становятся похожи на рыбу. Организмы разные, но некие необходимые черты сливаются – как и у пингвинов. Так и сама технология выживания диктует обществу некие общие формы для любой религии или идеологии, не носящих изуверски-истребительный характер.
Но куда важней, на мой взгляд, говорить не об очевидном сходстве христианской этики и коммунистического учения, а о несходстве с ними обоими либеральных бредней современности. Есть цивилизация, внутри которой бурлит борьба идей, ведущих тем не менее в одном направлении: вперёд и вверх. А есть антицивилизация, с идеями ведущими назад и вниз, в пропасть и в бездну.
И это расхождение уже системно, носит ключевой характер и не объясняется личными амбициями, вкусовщиной, субъективными симпатиями людей. Мы облекаем развитие в ту или иную словесную оболочку? Но тогда за шелухой слов всегда стоит единое видение, дословесный образ идеала, который слова только оформляют...
Или же мы облекаем в шелуху самых разных слов (в числе которых есть и возвышенно-распрекрасные) деградацию, смертоносное падение. И тогда любое имя (фашизм, либерализм и т.д.) тоже лишь условность речи.
Церковь определяет бессловесный, в молчании свершающийся ход дел «благодатным» или «безблагодатным». Можно услышать про тёмную личность – «он безблагодатный человек». Понимаете, не речи его, не партийная принадлежность, не продвигаемые с трибуны идеи, а он сам по себе – безблагодатный. Или наоборот. Его брат-близнец, и речи те же, и партия та же, и идеология та же – но он «полон благодати»...
Сходство христианства и коммунизма – это внутреннее ядро цивилизации, которое переходит из эпохи в эпоху, меняя обличья и фасоны, моды и стили, но сущностно оставаясь одним и тем же феноменом:
Ах, как всё изменилось на свете
С тех далёких и памятных дней!
На бульваре вчерашние дети
Сами возят в колясках детей
Изменились одежда и танцы,
Песни новые нынче в ходу,
Но таким же, как прежде, остался
Добрый зритель в девятом ряду.
И это особенно важно понимать в современном мутирующем обществе, когда явно пытаются изменить не одежду с танцами, а само существо, сам биологический вид человека разумного!
Комментарии (0)