В марте 1974 года в СССР на экраны вышла новая картина, впоследствии ставшая одним из самых популярных советских фильмов всех времен. По официальным данным ленту посмотрело 62,5 миллиона человек, а некоторые источники указывают цифру в 140 миллионов проданных билетов. Вот только путь этой картины к зрителю не был простым.
Всё в порядке! Идёт! В красной рубахе — как палач! Вот теперь заживем! По внутреннему распорядку!
Источник: kinopoisk.ru
В 1969 году Василий Шукшин выпустил роман "Я пришел дать вам волю", посвященный событиям крестьянского восстания XVII века под предводительством Степана Разина. После бытовой комедии "Печки-лавочки" режиссер надеялся поставить серьезный исторический фильм, но на киностудии ему отказали: худсовет велел для начала снять картину о советской действительности. Шукшин перенервничал и угодил в больницу, где ему удалось в сжатые сроки написать небольшую повесть о современном жизни в СССР.
Текст первой увидела супруга автора, Лидия Федосеева-Шукшина, и повесть ей очень понравилась. Режиссер и сам считал, что по такому сценарию можно наваять неплохое кино, и выступил с инициативой. На Мосфильме ее поддержали, но выделили Шукшину лишь 3600 метров дефицитной пленки "Кодак" (требовалось в несколько раз больше) и малопрофессиональную съемочную группу с устаревшей техникой. Однако, постановщик не унывал, ведь актерский состав у фильма подобрался просто роскошный. Исполнившим главные роли Шукшину и его супруге составили компанию Иван Рыжов ("Угрюм-река"), Лев Дуров ("Сказка странствий"), близкий друг Шукшина Георгий Бурков ("Подранки") и другие артисты. Съемки прошли в Вологодской области.
— Не могли бы мы где-нибудь здесь организовать небольшой забег в ширину? Такое, знаете, бордельеро.
Источник: kinopoisk.ru
Вор-рецидивист Егор Прокудин по прозвищу "Горе", откинувшись из колонии, встречается со своими сообщниками. Дружки во главе с Губошлепом зовут Прокудина на новое дело, но мужчина отвечает категорическим отказом. Егор решил отправиться в деревню, где живет "заочница" Люба, с которой он переписывался долгое время. Но, прибыв на место, уголовник понимает, что затея оказалась не такой уж простой, и в "мирной жизни" ему придется нелегко.
Деревенские жители относятся к Прокудину с недоверием, прокуратура держит его "под колпаком", а родители Любы не очень-то рады новому гостю. Вдобавок выясняется, что у женщины есть бывший муж-алкоголик, который ведет себя весьма агрессивно. Но самое страшное, это шайка Егора: коварный Губошлеп не готов так просто "отпустить" подельника...
— И сколько сейчас дают за недоразумение?
— Пять.
— Мало, раньше больше давали.
Кадр из фильма "Калина красная". Источник: kinopoisk.ru
Драма "Калина красная" получила свое название по первым строкам знаменитой песни композитора Яна Френкеля. Вот только самой песни в картине не было из-за низкого производственного бюджета, не позволившего заплатить автору за его творение. Зато там прозвучала великая русская песня "Вечерний звон", и именно она открывает фильм в блестящей сцене музыкального выступления хора осужденных. С первых же секунд зрителю становится очевидно: это будет необычное кино.
"Калина красная" разительно отличается от других советских картин той эпохи. Главный герой уголовник, тюремная эстетика с кадрами хроники из реальных колоний, множество религиозных символов, "пикантные" сцены пьянок воров-рецидивистов и откровенные монологи о непростой жизни в СССР - вот лишь краткий перечень того, что не очень-то понравилось комиссии Госкино. После спецпоказа, прошедшего в декабре 1973 года, от Шукшина потребовали внести в картину правки. Режиссер, в тот момент снова находившийся в больнице, был вынужден сбежать от врачей, чтобы лично заняться монтажом.
— Да не переживай ты за него так! Он же человеком-то никогда и не был! Он был мужик. А мужиков, их знаешь, на Руси много.
Кадр из фильма "Калина красная". Источник: kinopoisk.ru
В итоге пленка с готовым фильмом стала короче на 30 метров. Из "Калины красной" пришлось вырезать детали "пьянок", фразу Егора про "пауков в банке", некоторые предметные сцены и часть монолога реальной крестьянки Афимьи Быстровой, исполнившей роль матери Прокудина. Во время документальной беседы, ставшей неотъемлемой частью картины, старушка произносит: "Поживи-ка ты сам на 17 рублях пенсии!". Такая реплика цензуру, увы, не прошла. Но самое главное, что фильм от этого хуже не стал и все-таки был выпущен в прокат.
"Калина красная" произвела фурор, и удивляться здесь не чему. Грамотный сценарий с объемными персонажами и хлесткими диалогами, разошедшимися на цитаты, сделали свое дело. Чего только стоят перепалки Егора с отцом Любы или его разговоры с березами! Большая часть публики осталась от фильма в восторге, и не только в СССР. В 1975 году "Калина красная" получила сразу три премии "Берлинского кинофестиваля" и вошла в историю не только советского, но и мирового кинематографа. Многие видные мировые режиссеры вносят картину Шукшина в личные списки самых любимых фильмов, и не зря. Остается лишь сожалеть, что талантливый Василий Макарович так рано ушел. Но можно порадоваться тому, что с нами остались его замечательные работы
Комментарии (0)