В 19 столетии у наиболее развитых мировых государств было одно очень интересное развлечение: проводить международные (их тогда называли всемирные) выставки и меряться там своими достижениями. Каждые несколько лет то в одной просвещённой европейской столице, то в другой собирались все известные промышленники, деятели искусств, науки и громко заявляли о своих успехах. Мол мы самые крутые... круче чем варёные яйца.
Естественно, в этих выставках принимала участие и Россия, где её с успехом и, вполне традиционно, гнобили: то у вас там царь не демократичный, то крепостное право, то наука отстала от мирового уровня, то какие-то неизвестные типы Петров с Бошировым набедокурничали, и вообще вы трусы гостям отравили.
Больше всего досталось нам в 1862 году на всемирной выставке в Лондоне. В 1861 году отменили крепостное право и Александр II бросил клич: мы теперь свободная страна, давайте покажем просвещённой европщине кузькину мать. Художники нарисовали картины, наделали много гравюр, промышленники подсуетились. Собрались наши и поехали Европы удивлять. Англичане не впечатлились, да ещё сквозь зубы сказали:
- Фииииии... вы подражатели и, в целом, варвары.
Хотя промышленников наших похвалили за непромокаемые галоши и ковёр из тюленьих шкур.
Так что в 1862 году в Лондоне мы конкретно опозорились.
Рюмки фабрики П. Овчинникова
Опечалился император Александр II и решил показать туже самую мать, но уже на территории России. В 1865 году в Москве организовали международную выставку, куда созвали абсолютно всех, в том числе англичан, которые приехали к нам в гости с видом:
- Ну и чем вы нас сможете удивить?
Англичанам показывали картины:
- Фииии...
гравюры,
- Фииии...
стекло,
- Фииии...
Всё изменилось, когда делегации подошли к столу бывшего крепостного крестьянина Петра Акимовича Овчинникова. Молодой мужчина 35-ти лет, бывший крепостной крестьянин гордо представил свои работы. У англичан отпала челюсть:
- Это невозможно! Это сделано не в России.
Чаша фабрики П. Овчинникова
Чем же поразили англичан изделия бывшего крепостного крестьянина?
Рюмки были витражные!
До Овчинникова в России знали хорошо знали эмаль, но в основном она была перегородчатая. То есть на металлический лист накладывали тонкие перегородки из металла, припаивали их к основе, после чего получившиеся ванночки заполняли эмалью.
Овчинников убрал основу совсем, а перегородки для своих рюмок сделал не из металлических полосок, а из очень тонкой перевитой серебряной проволоки, на которую нанесена позолота. Получившиеся окошки заполняли эмалью. Такая рюмка имела толщину стенок меньше миллиметра и держать её, при очень даже нехилом размере, можно было двумя дамскими пальчиками.
Они почти ничего не весили и были полупрозрачными! Когда в них наливали вино, рюмки играли всеми цветами радуги.
В общем англичане, даже несмотря на экскурсию на фабрику, где им показали всю технологию, так до конца и не поверили, что такую красоту смог сделать совсем не потомственный мастер.
За знатный щелчок по носу англосаксам, Пётр Акимович Овчинников, бывший крепостной крестьянин из села Отрадное Московской губернии удостоился трёх почётных медалей от Австрии, Бельгии и Франции. А Александр II сделал его поставщиком посуды и украшений для императорского двора. Те самые "невозможные" рюмки не сохранились, но их точные копии, а также сделанные в той же технике бокалы и чаши хранятся в Музее Московского кремля.
Знакомясь с подобными фактами, я всё больше и больше убеждаюсь, что история действительно движется по спирали. И на каждое презрительное европейское "фиии" Россия твёрдо отвечает своими "невозможными" вещами.
Как вы считаете?
Комментарии (0)