Когда смотришь комедию «Иван Васильевич меняет профессию», о реалиях эпохи задумываешься мало. Внимание поглощает захватывающий, фантастический сюжет. В квартире Шурика и Зиночки мы обращаем внимание прежде всего на «машину времени», сконструированную Шуриком. Интерьер остаётся для нас «за кадром». А между тем есть на что обратить внимание.
Подъезд и лифт
Фильм снимали в 1973. Те времена принято называть «глубоким застоем», но жилья строили много. В том числе и огромные многоквартирные дома-муравейники. В таком доме и получили квартиру Шурик и Зиночка, актриса и инженер.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
В подъезде просторно. Это первое, что бросается в глаза. Место нашлось и для многочисленных колясок, и для свободного прохода. Разноуровневый полподъезда выстлан плиткой.
Обычно для таких целей использовался «кабанчик» — прочная прямоугольная плитка скучноватых расцветок. Здесь плитка голубая и серая, на этажах — серая с белым.
Действительно, была и такая отделка подъездов. Стены красили, как и сейчас, в основном в спокойные оттенки природных цветов.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Окна на лестнице сложены из стеклоблоков — приём, часто встречающийся в 70-е. Сейчас стеклоблоки в строительстве не применяют, а жаль, мне они нравились. Сразу и стена, и окно.
Дом относительно новый, поэтому стены чистые. Но детишки уже намалевали кое-где свои граффити. Жилконтора развесила по стенам плакаты о сбережении общедомового имущества и схемы пожарных выходов. Всё знакомо, всё и сейчас точно так же.
Лифт типовой — раздвижные дверцы с алюминиевой планкой, небольшая кабинка. Указатель этажей мало отличается от тех, что есть сейчас.
Жилая комната
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Видно, что ребята женаты недавно, солидной обстановки ещё не нажили. И быт не довлеет над ними: чисто, аккуратно — и ладно! Каждый из супругов горит своей работой, и эту увлечённость можно заметить: на стенах — множество фотографий Зиночки в разных образах. В раскрытую дверь можно увидеть коллаж из театральных афиш.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
На книжной полке над изголовьем — простые по форме вазы цветного стекла, смотрятся очень стильно. Треногий торшер типичен для 70-х, у меня сохранился подобный.
Абажур из полихлорвинила пришёл в негодность, но основа ещё может послужить. Такие вещи не были рассчитаны на долговременное использование.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Уверен, что и книжные полки сохранились у многих. Они свободно продавались и долго служили.
Спальное место выстроено очень интересно, не могу понять, почему в изголовье стоит не то тумба, не то письменный стол, развёрнутый к стене.
Прикроватная тумбочка по стилю абсолютно не подходит к остальной мебели, видимо, случайная вещь. Так часто бывает в молодых семьях — обстановка наживается не сразу, через несколько лет.
«Кабинет» Шурика
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Когда я в первый раз увидел «машину времени», я был поражён и очарован. Как все зрители, впрочем.
Самое интересное — я долгое время верил, что изобрести такую машину — дело времени и старания, только и всего.
В центре «кабинета» невероятное переплетение рычагов, колб, изогнутых стеклянных трубок.
И, подумав хорошенько, я прихожу к выводу, что и такое невероятное зрелище можно было встретить в квартире молодого инженера.
Почему нет? Собирал же мой отец мотоплуг по чертежам «Техники — молодёжи» в спальне. За полгода собрал.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Жена, видимо, нейтрально относилась к изобретательской деятельности Шурика. Уж точно не ворчала, что он испортит прекрасные портьеры или прожжёт стол.
Кстати, портьеры хороши — качественная, на вид плотная ткань с эффектным узором. Подсвечник совпадает в портьерами по цветовой гамме и по стилю Такие оригинальные вещи раньше привозили из Прибалтики.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Кто бы ни завёл аквариумных рыбок, Шурик или Зина, ухаживать за ними явно некогда - вода мутновата. Впрочем, рыбки не жалуются.
Хочется отметить прямоугольный стол со стульями. Такой стол был непременной частью обстановки и служил и гладильной доской, и школьной партой.
И для семейных застолий использовался, конечно. Универсальная вещь. А вот стульев с такими спинками я не встречал.
Кухня
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
На кухне ничего неожиданного не наблюдается, это такая же обычная кухня, как в любом многоквартирном доме. Для Ивана Васильевича, конечно, в диковинку белые шкафчики и аккуратный параллелепипед холодильника.
Непривычно царю на небольшой кухоньке: «Хоромы-то тесноваты!». А для нас это самое уютное и доброе место в каждом доме.
Подробно рассмотреть кухню можно во время «банкета», устроенного для высокого гостя.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Женские портреты на белых шкафчиках, прозрачная занавеска — вот и все украшения кухни в квартире Шурика.
О самом доме
На момент съёмки это был суперсовременный, только что отстроенный дом в стиле конструктивизма на Новокузнецкой 13. Его современный внешний вид выступал в фильме контрастом традиционным видам старой Москвы.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Если вы захотите приобрести квартиру в этом легендарном доме, то цена будет в районе 14 миллионов рублей.
Общеизвестный факт, что панорама Москвы, которую обозревал царь, снималась из высотки на Калининском проспекте, а квартира и прилегающая местность — на Новокузнецкой 13.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Так правдиво ли изображение жилища молодого советского инженера в этом фильме? Я считаю — да.
Планировка квартиры, обстановка, некоторые детали — всё нам хорошо знакомо.
Многие из нас видели такие квартиры своими глазами. И получили их, как и Шурик, в своё время бесплатно. Так что всё соответствует действительности. Кроме машины времени.
Комментарии (0)