Мы создаём контент, в который влюбляются миллионы и стараемся делать жизнь лучше, ярче и добрее. Присоединяйтесь!

Почему герои Кандагара не желают больше общаться друг с другом?

Все, конечно, смотрели в свое время фильм «Кандагар», снятый по событиям, которые случились с российским летчиками 25 лет назад - когда их ИЛ-76 захватил Талибан и продержал в заточении в Кандагаре 378 дней. Обвинение заключалось в том, что среди перевозимых 34 тонн патрон для автомата Калашникова талибы вроде как обнаружили ящик с запрещенными к перевозке снарядами. Это был повод, а цель – то ли получить выкуп, то ли использовать заложников в политических уступках.

Но наши ребята несомненно оказались настоящими героями! Ведь совершить такой дерзкий побег на угнанном своем же самолете - такое можно увидеть только в бесконечных выдуманных американских боевиках, а тут – на самом деле…

И вдвойне непонятно, как - после таких жизненных испытаний - судьба не сплотила героев Кандагара, а, наоборот, - развела.

"Кандагар". Александр Балуев в роли Владимира Шарпатова

Командир экипажа Владимир Шарпатов (в кино его роль исполняет Александр Балуев) , которому вместе со вторым пилотом Газинуром Хайруллиным (Владимир Машков) присвоили звание Героя России, то бросит фразу «Не сошлись характерами», то заявит следующее:

 - Я от двух отказался, больше летать с ними не стал. С двумя еще летал. Но и то - о некоторых пожалел. На 10-летие побега созвонились с членами экипажа, пообещали приехать. Пообещали там гостиницу самую лучшую, оплату билетов. Не приехали. Я один праздновал.

Ведь после того, как их - целых и невредимых - награждали в Москве медалями и званиями, вместе они больше ни разу так и не встречались.  Ни разу! И не хотят!

Что за тайна, которую они хранят и которая так их перессорила?

В свое время второй пилот Газинар Хайруллин дал интервью, в котором подробно описывал все происходящее. Так вот, на вопрос: - Как удалось в момент побега взлететь, хотя на борту самолета происходила борьба?, - он ответил:

- Но я, уж извините, подробности этой драки и кто где из нас сидел, рассказывать не буду. Есть свои причины. Не хочу! Считайте, что все было как в фильме «Кандагар». Я видел эту сцену — хорошо киношники изобразили, в общих чертах похоже.

Неужели  все проблемы из-за того решающего момента - когда нужно было не побояться схватки с охранниками?! Неужели, кто-то рисковал жизнью, а кто-то элементарно струсил?

Или, может быть, никто не струсил, а за год ежедневного общения во время заточения они так намазолили глаза друг другу, что хватило на всю оставшуюся жизнь?

Ведь испытаний на их долю пришлось действительно много, и мы не знаем, кто как из них (или из нас!) повел себя в самую трудную минуту. Их было семеро - а все семеро не могут быть героями.

Кто-то смелее, кто-то трусливее – как в обычной жизни и любом обществе.

В тот решающий момент Шарпатов, как капитан, наверное, был заводилой. Ведь он готовился к этому дню целенаправленно.

Владимир Шарпатов в плену

- Я провел тренировку, как быстро связывать охранников. У нас веревки были заготовлены заранее, - рассказывал он. -  Когда в колхоз на уборочную посылали, мешок берешь, делаешь удавку, затягиваешь потом, потом усы заводишь. Все, быстро и надежно.

Был у нас, - продолжает он, - в том числе, и такой вариант: если охраны будет много - набираю большую высоту, одеваем кислородные маски, я разгерметизирую самолет. 40 секунд, все трупы, открываем рампу и выбрасываем их всех в Персидский залив. 

Возможно, это у Шарпатова (Балуева) просто характер такой сложный! Ведь он даже Ельцина тогда проигнорировал. Вот что капитан ИЛ-76 говорил в другом своем интервью:

— Правда, что вы отказались встретиться с Ельциным из-за обиды на него?

— Я потом об этом пожалел. Просто не знал, что про нас никто не забывал, что принимались большие усилия для нашего освобождения, в том числе силовым путем, с помощью спецназа. И Ельцин, как я потом выяснил, все время держал это на контроле, постоянно интересовался нашей судьбой. Некрасиво все-таки мы с ним поступили…

 Вообще для всех, в том числе для ФСБ, наш побег был полной неожиданностью. Как-то я встретил генерал-лейтенанта Кудинова, в МЧС сейчас служит. В свое время он под видом стоматолога приезжал с российской делегацией в Кандагар с разведкой – как там у нас дела. Так вот он рассказал мне, что было три варианта нашего освобождения. В том числе и подкуп. Талибам привозили два миллиона долларов, но они поделить их не могли. Оказывается, для них это мелочь – они ведь наркотиками занимаются. Был вариант освобождения спецназом Рабани. И еще готовили группу российского спецназа. Они под видом душманов должны были прийти с сопредельного государства и вытащить нас. Но самолет тогда остался бы у талибов. Мы буквально на неделю опередили наш спецназ своим побегом.

Был и еще один вариант. Козырев, министр иностранных дел пообещал: "Я сам вывезу экипаж". И не приехал. А талибы прекрасно понимали. Говорят: "Пока он не приедет, мы не отпустим". Потому что они знали, что визит министра иностранных дел означает по международному праву их признание, как государства талибского.

Но в самой тюрьме за эти 378 дней было всякое, и с таким резким характером, как у Шарпатова, тоже случалось,наверное, в их общении всякое. Ведь российских летчиков заставляли и на службу к талибам заступить… И кормили, чем придется, и поили через раз! Мысль – что все это может быть навсегда, тоже, наверное, присутствовала. А еще – неизвестность!.. Тяжело было!

Кроме того, уже после освобождения в интервью некоторые из них по-разному озвучивали свою версию происходящего.

Так, Шарпатов утверждал, что талибы заставляли учить коран, а Хайруллин на вопрос, заставляли ли вас принять ислам, говорил:

- Ой, вот это чушь полная! Это просто один человек из наших такое рассказал журналистам, а все и подхватили. Нас научили читать одну суру — и на этом все, собственно. Еще они нам давали книжки свои религиозные на русском языке, хочешь — читаешь, а не хочешь — не читаешь. 

Или. Хайруллин утверждал, что экипаж думал, что перевозит народно-хозяйственные товары для правительства Афганистана, а Шарпатов прямым текстом сообщил, что знал, что  перевозит патроны для автомата Калашникова. 34 тонны. Но все – по закону! И рейс с этим грузом по этому маршруту был, кстати, у него не первый, а – третий!

Более того, вот что говорил очевидец событий в Кандагаре Александр Маловечкин, работавший в 90-е года бортмехаником на АН-12 и совершавший регулярные рейсы в арабские Эмираты. У него есть и фото на фоне арестованного ИЛ-76, и видео, снятое там в то время, когда наш экипаж был в руках талибов.

- И летчики Ил-76, и мы, оказались в том регионе по одной причине - нам нужны были деньги, - рассказывает Александр. – В то время царил такой развал в стране среди авиакомпаний, что каждая из них сама себе искала работу. «Ил» делал 14-й или 15-й рейс, вез патроны. И совершенно осознанно экипаж шел на это. В принципе, тогда было такое время: все зарабатывали деньги. И они прекрасно понимали, что они возят и куда возят.

- Это было не совсем легально?

- Это было не совсем морально - прежде всего: возить патроны в страну, где идет война. Хотя по нашим российским законам они ничего не нарушали.

Но есть момент, о котором никто не говорит. Возможно потому, что мало кто знает. Экипаж предупредили накануне: еще один такой рейс, и их посадят! Как я узнал об этом? Мне об этом сказал Азиз – один из двух диспетчеров Кандагара. Сам! Он вообще был настроен очень про-российски, и в фильме, кстати, это видно. Азиз говорит, что предупредил Владимира Шарпатова: «Не летайте через Кандагар. Талибы знают, что у вас есть оружие, они вас посадят». Но в то время еще никто толком и не знал, кто такие талибы, думали: да откуда у них самолеты? И все, экипаж полетел!

Ну а мы давайте сейчас еще раз переживем вместе с героями те напряженные часы и минуты 16 августа 1996 года.

( из интервью Газинура Хайруллина)

- Как нашлось то самое решение и родилась идея побега на самолете?

-  Мы все время обдумывали разные идеи. Большинство из них были скорее фантастическими — вроде того, чтобы разоружить охрану, взять автоматы и попробовать пешком по горам дойти до границы. Обсуждали, что отрастим бороды, и тогда получится слиться с местными. Но мы поняли потом, что не сможем этого сделать и попадемся. А если попадемся, то охрану усилят, а может, и поубивают.

Мы все время приходили к выводу, что самолет — единственный реальный инструмент для побега. В этой мысли мы укрепились после беседы с советником президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который нас навещал. Он приехал, и мы рассказали ему, что нам как-то раз предложили перевозить топливо для талибов. Но мы же патриоты, непоколебимые, как же мы будем на нашем самолете способствовать их деятельности, тем более мы видели, что люди опасные и планы у них недобрые. В общем, отказались мы тогда категорически от этого. А советник и говорит: ну вы, ребята, и дураки! Надо было соглашаться — это же шанс! Вы же на самолете куда хочешь можете улететь. Вот как-то так потихоньку и стали мы на эту тему размышлять.

- В фильме «Кандагар» есть сцена, где вас уговаривают научить летать афганцев. Было ли такое?

- Да, один раз был такой разговор на самом деле. Приезжал к нам один деятель из местных, заводил такой разговор. Он хотел вывозить нас по одному, чтобы мы обучали каких-то его стажеров. А мы и говорим, что это невозможно: чтобы показывать, нужно самолет завести, а чтобы все это работало — нужен весь экипаж. Нас же не просто так семь человек на борту. Он тогда, видимо, от этой мысли отказался, но мы и ему, и другим уже начали внушать идею, что самолету, если они хотят его использовать, нужно постоянное техническое обслуживание.

Ил-76 — машина с высокой грузоподъемностью, надежная и дорогая, она стоит миллионы. Нужно запускать двигатели, электронику. Если этого не делать, то дорогостоящая и функциональная машина превратится в простую груду металлолома. Самим не нужна? Продайте! Исправный самолет стоит совсем других денег. А они парни неглупые — понимали это, у них глаза горели.

- Как вы поняли, что пора, что этот день настал?

- Мы далеко не сразу поняли, что этот день настал. Мы много с ними говорили, что давайте мы займемся самолетом. И 16 августа 1996 года они вдруг взяли и повезли нас. Пятница — время молитв, все в мечетях. Жарища градусов 45. Нас привезли на аэродром и сказали: занимайтесь. Мы зашли, заняли свои места. Нам разрешили запуск двигателя.

Тут мне нужно пояснить технический момент: перед тем как запустить основной двигатель ИЛ-76, запускается вспомогательная силовая установка (ВСУ). От нее запускаются основные четыре двигателя. И когда у нас начался запуск, эта самая ВСУ взяла и выключилась из-за предельной температуры. Это нормальное явление, выключение происходит автоматически, если слишком горячо. Бортинженер сказал, что надо остудить. Охрана спросила — надолго? Мы через Абдуллу пояснили, что минут на тридцать. Им тоже было жарко, они махнули рукой, оставили на борту трех своих, а сами ушли в небольшое здание аэропорта — спасаться от жары в теньке. Вот тут-то мы и решились.

Наверху в кабине остались я, радист Юрка и бортинженер Асхат. Форточки у нас были открыты. Я вижу, что наши конвоиры как в здание зашли, так там и остались. И мы решили попробовать еще раз ВСУ запустить прямо сейчас, не ожидая 30 минут. И стали запускать. Три охранника были внизу, в грузовом отсеке, и не видели, что мы тут делаем. И вот тут ВСУ включилась и заработала — удивительная техника сначала вроде как подвела нас, а потом, в нужный момент, помогла. Мы поняли, что самолет на нашей стороне.

Мы переглянулись, и от ВСУ запустили второй двигатель, затем и третий. И вот при запуске третьего двигателя Серега, инженер, понял, что пошло дело-то у нас, и все остальные, кто был внизу, в грузовом отсеке, тоже. Я быстро сел на место командира и стал готовить его рабочее место. Подготовил, все проверил, запустил питание. И тут ВСУ — раз, и выключилась! Мы думаем — что такое? А оказалось, что Серега начал закрывать грузовой люк, который был открыт для проветривания, и где-то скачок случился, ВСУ замолчала. Но, к счастью, у нас второй и третий двигатели уже работали, с них запустили все остальные, ну, а дальше — дело техники.

- Как вам удалось добиться слаженности действий экипажа в этот момент? Тем более вы еще были в разных отсеках!

- Мы не раз обсуждали побег, думали, кто где стоит, кто кого прикрывает, если что. Парни внизу все быстро поняли. Конечно, когда у нас ВСУ выключилась, пошел легкий экспромт, но все равно все быстро среагировали. Владимир — командир — сел в свое кресло, стал выруливать на взлетную полосу, тут охранники внизу зашевелились, поняли, что мы поехали. Их сначала пытались успокоить, что, мол, все нормально, расслабьтесь. Тоже повезло нам: парни не летавшие, молодые, иллюминаторов на грузовом самолете нет. Время выиграли. Но старший зашумел, на автомате затвор передернул и патрон в патронник загнал — тут уж не церемонились, оружие выбили, скрутили их всех вместе.

 ( из интервью Владимира Шарпатова)

— Пришлось лететь на высоте 50 метров – иначе бы нас запеленговали локаторы. Я выбрал маршрут через пустыню. Если бы мы полетели на юг и на восток, то попали бы в Пакистан, а Пакистан – это родина талибов. Нас либо сбили бы, либо заставили бы садиться. А в Пакистане за незаконное пересечение границы – смертная казнь или пожизненное заключение, я знал об этом. Лететь на Север – в сторону бывшего СССР – тоже нельзя было, там могли сбить. Ведь горы, низом не пойдешь. Большое расстояние. Взлетал истребитель и преследовал нас. Но как перелететь Иран? После того, как они поссорились с американцами, сильной ПВО обзавелись. Я знал, что эмиратская фирма, на которую мы работали, Трансавиа, продолжает летать на Ан-12 в Джелалобад. Через делегатов, которые к нам прилетали, мы запросили пароли для пролетов через Иран и номера рейсов этих Ан-12. В тот день, когда мы оказались на самолете, радист связался с Шарджой, нам говорят, что до конца месяца пароли и номера рейсов действительны. И когда мы подлетели к Ирану, я набрал высоту вдоль границы на Захедан – иранский аэропорт, экипаж связался с Тегераном, назвали номер рейса и пароль. Они приняли нас за рейсовый самолет, и Иран мы благополучно проскочили. А журналисты писали, что нам якобы все коридоры там подготовили… Приземлились мы в Шардже, в Эмиратах.

Спасибо за проявленный интерес к статье. Благодарю за лайки!  Подписывайтесь, делитесь!


Источник: Почему герои Кандагара не желают больше общаться друг с другом?
Автор:
Теги: история Кандагар кино Общество большой герой друг Почему

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему американцы до сих пор хотят проехаться по трассе 66, несмотря на то, что она давно устарела
Почему американцы до сих пор хотят проехаться по трассе 66, несмотря на то, что она давно устарела
1
Человек познаёт мир 16:01 12 ноя 2024
Почему любой американский полицейский ассоциируется с пончиками
Почему любой американский полицейский ассоциируется с пончиками
2
Человек познаёт мир 03:00 06 ноя 2024
Почему девушкам нельзя было носить брюки, и еще 2 вещи, которые им запрещали до появления феминизма
Почему девушкам нельзя было носить брюки, и еще 2 вещи, которые им запрещали до появления феминизма
5
Человек познаёт мир 13:00 13 ноя 2024
Как правильно общаться с врачом
Как правильно общаться с врачом
66
Женский развлекательный и поучительный сайт. 15:36 16 янв 2020
Не хотите с кем-то общаться — не общайтесь!
Не хотите с кем-то общаться — не общайтесь!
1
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 17:03 23 ноя 2023
Я верю в то, что со Вселенной нужно общаться
Я верю в то, что со Вселенной нужно общаться
1
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:18 24 авг 2024
Признаки того, что вы становитесь токсичным другом
Признаки того, что вы становитесь токсичным другом
1
Женский развлекательный и поучительный сайт. 14:57 31 авг 2024
3 типа людей, с которыми я стараюсь больше не общаться и не зову их в гости
3 типа людей, с которыми я стараюсь больше не общаться и не зову их в гости
35
Здесь только хорошие новости! 08:58 06 янв 2021
Привычки настоящей женщины, которую мужчины желают
Привычки настоящей женщины, которую мужчины желают
6
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 17:34 05 апр 2024
Знаменитости, которые выясняли отношения друг с другом в реальной драке
Знаменитости, которые выясняли отношения друг с другом в реальной драке
3
Интересный мир 08:58 24 июл 2022
Трое отцов расхваливали своих сыновей друг перед другом. Но то, что сказал четвертый отец – шок!
Трое отцов расхваливали своих сыновей друг перед другом. Но то, что сказал четвертый отец – шок!
14
Интересный мир 07:35 16 дек 2016
Салаты, на которых худела. Вкусные, простые, белковые
Салаты, на которых худела. Вкусные, простые, белковые
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 08:40 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства