В западных странах, где я работал некоторое время, каждый человек знает, что если он что-то нарушит, то о нём заявит в первую очередь его коллега, сосед, подчинённый, да просто любой мимокрокодил. Он будет согласен с этим, ведь он, завидев незаконное, также сообщит. Потому что он знает, что если он не сообщит, то завтра это незаконное может случиться и с ним. А кто ж этого захочет? Поэтому и культура правосознания там высокая. И товары выпускают качественные, чтобы не связываться с браком, возвратом и ремонтом. И услуги оказывают качественные, потому что за любую жалобу положена нехилая компенсация. И все боятся совершить что-то противозаконное, потому что знают — все у всех на виду, и это нормально.
А в России на работе недавно принесли бумагу, запрещающую в какой бы то ни было форме высказывать любое мнение (даже частное) об отрасли компании, в любом ключе, даже положительном. Хуже этого — только высказанное мнение о руководителях компании и их заместителях. Даже частное и даже положительное. Один из пунктов данной бумаги гласит: «Запрещается иметь любые контакты с представителями СМИ, как в рабочее время, так и во внерабочее, по любым вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к компании и отрасли работы компании». За это грозят увольнением по несоответствию занимаемой должности. Вы, наверное, думаете, что я работаю на сверхсекретном военном заводе? Ничего подобного, наша отрасль — простая торговля в магазинах «у дома».
После этого я читаю сообщения о блокировке бонусной карты авиакомпании статусному клиенту, который у себя в соцсети разместил простой отзыв о своем полёте. Сообщения о том, что работникам предлагают увольнение на выбор — по собственному или по статье после жалобы в трудовую инспекцию. В полицию в случае кражи мы не идём, потому что «всё равно не найдут, только затаскают». А когда возникает резонансная ситуация, молчаливо прячемся и шепчем только «без комментариев».
А теперь новая волна — «потребительский экстремизм». Оказывается, если потребитель недоволен товаром или оказанной услугой и подаёт жалобу — он экстремист, он делает это специально чтобы нарушить такую идеальную деятельность компании и очернить лично каждого руководителя. И купил он этот товар специально, и сам сломал, да причём качественно, чтобы никто ничего не заподозрил. Компенсацию он не требует, потому что цель другая — очернить, оплевать таких честных, белых и пушистых директоров. Клевещут-то, оказывается 100% людей, все и на всех — покупатели на продавцов, пациенты на врачей, пассажиры — на таксистов. Все жалобы необоснованные, клиент всегда неправ.
И со временем ведь ничего не меняется, а становится только хуже. Живём по каким-то понятиям, а не по закону. Каждый суслик агроном, каждый начальник незаменим, каждая компания работает идеально, а вокруг кругом враги, которые только спят и видят, как бы им помешать. Доколе мы будем так жить?
Комментарии (0)