Сходил утром на «Серебряный дождь». Говорили о реформе школьного образования. Небольшое дополнение к эфиру.
У адептов «лучшего в мире советского образования» есть несколько любимых аргументов:
1. Вот вы все ругаете наше образование, а между тем наши школьники заняли весь пьедестал на международной олимпиаде по математике/программированию/физике и пр.
Что здесь не так.
Разумеется, в огромной стране есть множество талантливых педагогов и гениальных детей. Но это исключения из правил. Судить по ним, это примерно как из существования Царскосельского лицея делать вывод, что система церковно-приходских школ прекрасно учит детей — смотрите, ведь Пушкина нам дала российская система образования. И Горчакова. И Корфа. Значит ничего менять не надо. Руки прочь от ЦПШ.
На самом деле именно наличие таких талантливых детей и доказывает, что существуют технологии, превращающие детей в гениев. Так почему же этот бесценный опыт не распространить как можно шире?
2. Ой, да зачем нам столько творцов, заводы стоят — работать некому.
Говорить о переизбытке в стране творцов, это примерно как жаловаться — ой, да на что нам эти миллиарды, мы и миллионы потратить никак не можем. Творцы — это не обуза для страны, творцы — это ее локомотив. Они создают новые индустрии и работают со смыслами. Ой, да зачем нам Мечников, Бунин, Кандинский, Шагал, Зворыкин, Дягилев, Стравинский, Ковалевская, Бродский, Барышников, Довлатов — у нас вон Прилепин есть и академик Кадыров.
3. А вот у моих знакомых ребенок переехал из обычной российской школы в Германию (США, Францию… подставьте сами). Он тут у нас был троечником, а там стал отличником сразу. (Я про этого ребенка слышал раз двадцать наверное. Чудо-мальчик с феноменальной памятью).
Что ж, вполне может быть, что этого ребенка неплохо натаскали по математике. Возможно, что на новом месте эту тему еще не проходили или ребенку не очень повезло со школой — так часто бывает с детьми эмигрантов). Но с большой долей вероятности можно сказать, что на новом месте его одноклассники будут гораздо лучше него решать другие задачи. Что они умеют лучше него работать в коллективе и могут убедительнее отстаивать свою точку зрения. Что у них гораздо лучше, чем у российского ребенка развито критическое мышление и т.д. Кроме того, история этого чудо-мальчика убедительно доказывает, что он не смог «раскрыться» в российской школе, где ходил в троечниках, а на новом месте ему это удалось. И это тоже приговор российской системе образования
И самое главное — вы должны понимать, что когда человек защищает «лучшее в мире советское образование» и с придыханием рассказывает о том, как ему в школе привили любовь к труду на всю жизнь драчевым напильником, в 9 случаях из 10 он защищает не систему образования, а себя. Такой человек смотрится в зеркало и говорит примерно следующее — ну я-то ведь не дурак, правда, значит образование было не таким уж и плохим, раз оно смогло создать такого умницу и красавца, как я.
И все это чистая правда. На фоне остальных наш защитник действительно — умница и красавец. Но только потому, что остальные — такие же серые посредственности, как и он. Как и я. Как и вы. Просто сравнивать себя надо не с массой, а с достойными людьми, которых очень и очень мало, к огромному сожалению. Сравнивайте себя с лучшими и вы поймете, насколько необходимы перемены в стране.
Комментарии (0)