По мнению известного экономиста Михаила Хазина, сегодня мы оказались в сложной и в тоже время уникальной ситуации: радикально меняется привычная нам среда. Мир переходит от модели потребления к модели сбережения.
Наша страна не исключение. Так, по оценкам исследовательского центра «Ромир», россияне стали активно наращивать свои запасы. «Т.е. у людей есть свободные деньги, - поясняет Хазин, - но они отказываются покупать на них вещи». Люди понимают, что важнее иметь резервы на случай потери работы или сокращения заработной платы. «Раньше, - уточняет экономист, - у людей была уверенность в своем будущем, теперь же этой уверенности у них нет, поэтому они предпочитают меньше потреблять, больше сберегать».
Михаил Хазин, экономист
Для бизнеса это очень плохо: сужаются рынки, число потенциальных клиентов сокращается. «Даже если, - разъясняет Хазин, - люди еще не готовы увеличить свое сбережение, то они уж точно не могут продолжать такое неистовое потребление всего». И они начинают выбирать, на что им копить: На новую машину? На новый дом? На обучение ребенка в университете?
В результате складывается ситуация, при которой многим владельцам бизнеса, чтобы банально выжить, придется полностью перестраивать свою маркетинговую и прочую политику. «Рекламировать, как и прежде, - подчеркивает Хазин, - свой товар для условных 100 млн. человек, если думают о его приобретении лишь 2 млн. из них, значит выкидывать деньги на ветер».
Что интересно: с точки зрения экономиста, даже в таких сложных условиях тот или иной владелец бизнеса «может выиграть», если вспомнит об одном из главных законов рынков: когда рынок падает, то число компаний на нем сокращается значительно быстрее, чем сам рынок. Следовательно, основная задача владельца бизнеса – удержаться на падающем рынке. Если ему удастся это сделать, то успех ему гарантирован.
Вот такие пироги.
Комментарии (0)