Мы создаём контент, в который влюбляются миллионы и стараемся делать жизнь лучше, ярче и добрее. Присоединяйтесь!

Кулинарные привычки из СССР, от которых надо избавиться

Давно хотел написать пост про советские кулинарные привычки — СССР нет уже 27 лет, а привычки остались. Что самое интересное — многие люди продолжают следовать советским стереотипам питания, даже не задумываясь о том, что сейчас можно не сильно дороже (а зачастую даже и дешевле) питаться намного лучше, здоровее и полезнее.
Итак, в сегодняшнем посте — большой и интересный рассказ о пищевых привычках родом из Союза, от которых надо срочно избавиться.

Для начала немного истории. Советские кулинарные традиции берут своё начало в "Книге о вкусной и здоровой пище", первое издание которой вышло ещё во времена великого диетолога и гастроэнтеролога. В книге содержались рецепты практически всех хорошо известных вам по советским застольям салатов, холодных закусок и горячих блюд — сельдь под шубой, оливье, рассольник, салат из крабов (позже —из крабовых палочек), винегрет и прочее — все эти рецепты содержались в этом фолианте. "Книга о вкусной и здоровой пище" считалась ценным подарком на свадьбу, и поэтому неудивительно, что практически все советские домохозяйки готовили одинаково — у всех была одна поваренная книга, а в магазинах были одинаковые продукты.
Любопытный факт — многие названия старых блюд из ещё дореволюционных времён активно переименовывались в ранние советские годы, названиям придавался более "народный характер" — и именно под такими названиями блюда вошли позже в "Книгу о вкусной и здоровой пище". Так, "Похлёбка боярская" превратилась в "Суп картофельный со свежими грибами", "Щи николаевские" стали "Щами из шинкованной капусты", а "Судак с польским соусом" превратился в "Судака разварного, соус с маслом и яйцами".



Ещё одна особенность "Книги о вкусной и здоровой пище" заключалась в том, что она, фактически, адаптировала кулинарные привычки людей под советские реалии — жестко нормированный трудовой день, отсутствие нормальной торговли и как следствие — импортных продуктов и т.д., причём подавала эту адаптацию как "исключительно научную и полезную диету", хотя на самом деле многие кулинарные привычки из "Книги о вкусной и здоровой пище" попросту вредные.
А теперь давайте подробнее посмотрим на список этих советских кулинарных привычек.


1. Есть всё с хлебом, постоянно есть каши.



Хлеб везде и повсюду пропагандировался в СССР, существовало даже что-то вроде культа поклонения хлебу. Образ колосящихся нив вошел в визуальную пропаганду как образ мира и достатка, везде в столовых висели плакаты вроде "Хлеб — всему голова", и даже в школьных учебниках по русскому языку постоянно рассказывались про хлеб какие-то истории.
Людей старшего поколения можно было понять — многие из них помнили страшную "коллективизацию", войну и голод и знали, что если в доме есть запас хлеба — то это очень хорошо и в случае чего поможет выжить. Однако к реалиям позднего СССР 1970-80-х годов это уже не имело никакого отношения и осталось в общественной жизни в виде рудиментарной привычки топтать всё с хлебом. С хлебом ели супы и вторые блюда, ели даже то, где уже и так было много углеводов и теста — блюда с картошкой, с рисом, пельмени, макароны и т.д.
Сюда же можно отнести и привычку постоянно есть каши — на завтрак, в виде гарнира на обед и на ужин. По своей сути каша (особенно в таки количествах) — достаточно пустая еда, лишь создающая "мякиш" в животе и ложное ощущение сытости, но не приносящая пользы организму. Многие дополнительно заедали кашу хлебом.
Если вы не хотите "жить как в СССР" — то избавляйтесь от привычи всё и всегда есть с хлебом.


2. Есть мало качественного белка.
Качественный белок, содержащийся в мясе, рыбе, морепродуктах и молочных продуктах, в СССР был дефицитом. Вспомните, что подавали в советских столовых в виде мясных блюд? Правильно — всевозможные котлеты, бифштексы и прочую дребедень, в которых мясной фарш (который и без того не целиком состоит из мяса) подмешивали хлеб и т.д. В котлете весом в 80 грамм было в лучшем случае 50% мяса, да и то не слишком высокого качества, перемешанного с жиром.
Домашние котлеты были чуть получше — но в любом случае, хорошее мясо и даже курица были большим дефицитом. Результатом такой диеты с повышенным содержанием углеводов, но с малым содержанием белка были специфические фигуры — с большим животом (от избытка углеводов), но с достаточно тощими руками и ногами (от недостатка мышечной массы вследствие дефицита белка).
В общем, советую всем по возможности избавляться от этой привычки и есть побольше качественного белка в мясе либо рыбе.




3. Питаться три раза в день, есть по расписанию.
Трёхразовое питание подавалось советскими диетологами как вершина прогресса — мол, кто есть три раза в день, тот будет бодр, весел и счастлив. В настоящее время эта система признана ошибочной — более правильным считается пятиразовое питание небольшими порциями. Объем калорий и самой пищи в завтраке, обеде и ужине должен быть меньше, чем при трехразовой системе, а между тремя основными приёмами пищи должны быть ещё два перекуса.
Это же касается и питания "по часам" — в СССР утвержалось, что важно съедать свой завтрак, обед и ужин в одно время, чуть ли не минута-в-минуту. Понятно, почему это пропагандировалось — в СССР люди были жестко привязаны к рабочему графику и часто просто не могли поесть в другое время (например, если хотелось пообедать пораньше). Современные исследования не считают, что важно питаться именно точно в одно время.
Короче, всем советую переходить на систему пятиразового питания — а не так, как было в СССР)


4. Обед из трёх блюд.



Может быть вы удивитесь — но это тоже довольно вредная советская привычка, произрастающая из системы трехразового питания. Что в ней такого плохого? Для начало надо понять, что если человек есть три раза в день, а не пять, то за один прием пищи он должен съесть намного больше всего — так появился классический советский обед из трех блюд, во время которого съедалась большая тарелка супа с хлебом, большая тарелка второго (часто тоже с хлебом) и еще был компот (нередко с булочкой).
Как результат — такой обильный приём пищи за один раз приводил к перееданию. В детстве я тоже питался по такой системе, но уже достаточно давно перешел на пятиразовое питание, и теперь почти всегда ем за обедом какое-то одно блюдо — получается более чем достаточно. Классический советский обед из трех блюд для меня сегодняшнего — это "впихнуть невпихуемое".


5. Есть только местные овощи и фрукты.
Достаточно вредный советский миф, в котором говорится о том, что человек должен есть только привычные ему овощи и фрукты, произрастающие в близлежащей местности. Откуда растут ноги у этого мифа понятно — в СССР не было нормальной торговли с зарубежными странами, а в местном сельском хозяйстве не было нормальных технологий сохранения продуктов — вот и получается, что пропаганда считала "полезными" только местные кислые яблоки, которые после хранения в подвале воняли могилой.
Этот же миф кстати повторил Лукашенко в своём бессметрном монологе "Зачем есть мясо с картошкой", гуглите кому интересно. На самом деле человек может и должен есть абсолютно любые овощи и фрукты (за исключением случаев индивидуальной непереностимости) — бананы, апельсины, манго, ананасы, яблоки, груши, сливы и персики, ну и всё остальное. И это отлично подтверждает пример современности — в отличие от времен совка, мы сейчас едим овощи и фрукты со всего мира и стали от этого только лучше себя чувствовать и выглядеть.


6. Питаться пищевыми концентратами и консервами.
"Пищевыми концентратами" в советской кухне назывались всякие бульонные кубики, пюре, каши и супы быстрого приготовления и прочее подобное. В СССР эти продукты разрабатывались "оборонной" промышленностью для армии и всяких там полярников, но вскоре вошли в повседневный рацион обычных граждан.
Посмотрите любой советский фильм, в котором показывается магазин — на полках будут стоять ряды консервов и лежать пачки суповых концентратов — особенно популярным был "суп гороховый" в брикете и "Суп харчо" из бумажного пакета. Советские магазины в таких фильмах больше всего напоминают пункты раздачи сухих пайков каким-нибудь потерпевшим от цунами; в магазинах почти нет свежих фруктов и овощей, а лишь стоят бесконечные ряды консервов и концентратов.
Современная диетология считает концентраты и консервы достаточно вредной едой — первые содержат всякие там усилители вкуса и "антислеживатели", а вторые просто содержат много всякой вредной ерунды, о которой не рассказывали в СССР — скажем, любимые всеми советские "Шпроты" содержали ударные дозы вырабатывающегося при копчении бензапирена, который сейчас однозначно признан вреднейшим канцерогеном.


7. Пить мало воды.
Ещё одна чисто советская привычка — о пользе и необходимости пить достаточное количество хорошией чистой воды в те времена никто не говорил.


Источник: Кулинарные привычки из СССР, от которых надо избавиться
Автор:
Теги: Исторические факты поговорить ссср 1970

Комментарии (162)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Казакова Оксана
У меня есть та самая "Книга о вкусной и здоровой пище" и "Кулинария" - обе 1954 года выпуска. Видимо, автор в руках их не держал, иначе знал бы, что рецепты в них отличные, не от доморощенных кулинаров, а с соблюдением технологии и тщательно выверенными пропорциями. Актуальности не потеряли до сих пор. Кроме того, давайте не будем забывать, что и продукты, упоминаемые в этих книгах, несколько отличаются от нынешних. Да, это действительно крабы, а не крабовые палочки, майонез из натуральных продуктов, а не тот химический коктейль, который сегодня продаётся в пластиковых упаковках, и т.п. Дальше. Непонятно, чем автору так не угодили каши. Если имеется в виду не гадость быстрого приготовления, а каши из натуральных круп, требующие варки(причём каждая по своей технологии), то надо быть на редкость невежественным человеком, чтобы отрицать их полезность. Просто посмотрите состав витаминов и микроэлементов круп. И в досоветскую эпоху именно каши или похлёбки из круп составляли основу рациона россиян (мясо не все и не всегда могли себе позволить, кроме того, постные дни составляли бОльщую часть года), так что именно за счёт каш наши предки выживали. Обеды из трёх блюд были рассчитаны не на офисных работников, а на людей физического труда, коих было подавляющее большинство в советскую эпоху. По графику работающие люди о всём мире питаются и по сей день, - ничего нового нам тут не открыли. У всех наций есть свои традиции питания, свои особенности, обусловленные образом жизни или климатическими условиями. Например, поздний ужин, традиционный для Италии или Испании, тоже вряд ли можно назвать здоровой привычкой, однако он диктуется климатическими условиями - днём в жару обильная еда неприемлема. Или традиционный французский круассан на завтрак (углеводная "бомба", да ещё с огромным количеством жира). Французы, кстати, тоже практикуют трёхразовое питание без перекусов. Дальше. Не помню, чтобы в моём советском детстве было принято есть только местные овощи и фрукты. Просто они были доступнее. Бананы и мандарины в магазинах хоть и не часто, но появлялись. Однако традиции питания большинства народов предписывают есть овощи и фрукты по сезону. Это вполне оправданно - именно сезонные овощи и фрукты наиболее полезны, поскольку снимают их в период максимальной спелости (следовательно, и пищевой ценности тоже). А от "пластиковых" безвкусных экзотических овощей и фруктов, которые были сняты незрелыми, а потом ещё и обработаны от паразитов и плесени, ещё неизвестно, чего больше - пользы или вреда.
Таня Великородная 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Совершенно с Вами согласна, есть было не чего- ели каши ( за синими курями мама стояла в очереди по 2-3 часа), Овощи фрукты местные и по сезону - потому что бананов вообще не было, за ними надо было ехать в Москву. Да и выше люди писали , что все ели кашу и поправлялись. Но извините как-то я не помню раньше жирных людей, все были приблизительно одинаковые. Молодые постройнее, старшее поколение поплотнее.Но такого как сейчас в 25-35 лет 150-180 кг, такого вообще не было.
Екатерина Дементьева 
Вы пишите, что за счёт каш предки выживали, а статья о том, что эти привычки в настоящем совершенно бесполезны. И автор, как я поняла, клонит в тему грамотного соотношения белков, жиров и углеводов и количества растительной пищи. Моя мама до сих пор питается по привычке советских времён и растёт на глазах, а все потому что с хлебушком и борщ наваристый и плов и майонезные салаты по выходным и пелмкшки с майонезом, думаю об этом шла речь в статье. Призыв сбалансированного питания.
budusya@mail.ru
Казакова Оксана! Ваш комментарий самый адекватный!
Татьяна А 
А вы не задумывались почему молодые люди сегодня все толстые ,большинство имеют лишний вес.
Тамара Москвина 
Растет не от котлет,а от лет,время придет,ничего не захочет Пусть будет здорова и если что хочет
Казакова Оксана
Екатерина, у автора я не заметила призыва к грамотному соотношению БЖУ, да и в принципе ничего грамотного не увидела - одни абсурдные голословные утверждения, ни на чём не основанные. Если Ваша мама полнеет, то по другой причине (или ряду причин). Во-первых, состав продуктов значительно изменился (майонез советских времён, например, и нынешний - это два совершенно разных продукта). Во-вторых, скорость метаболизма с возрастом уменьшается, это необходимо учитывать. Третье - двигательная активность также с возрастом снижается. Пенсионеру (ведь Ваша мама пенсионерка?) на профессиональную деятельность много энергии тратить не надо. На домашнее хозяйство тоже, ведь в советские времена не было ни стиральной машинки-автомата, ни моющих пылесосов, ни посудомоечных машин, ни микроволновок, и даже на самые простые и элементарные сегодня вещи приходилось тратить гораздо больше энергии. Кроме того, выходя на пенсию, люди часто заново открывают для себя жизненные удовольствия, в том числе и вкусную еду. Если в допенсионный период была возможность готовить всякие вкусняшки только по выходным и праздникам, то на заслуженном отдыхе женщины часто начинают изощряться в разных кулинарных изысках. Я сейчас не имею в виду конкретно Вашу маму, а говорю о явлении в целом, так что не принимайте всё написанное на свой счёт - это лишь область предположений.
Екатерина Дементьева 
Я с вами полностью согласна, по поводу уменьшения активности и потребления того же числа калорий. Ведь полнеют не от «гормонов» и «с возрастом» а только лишь от большего потребления и меньшего расхода калорий, энергии. И если правильно прочитать советы автора, уменьшить потребление углеводов и увеличить качественный белок и растительную пищу, можно значительно улучшить своё здоровье. Да про бжу не было конкретных слов, но советы именно в сторону правильного питания, а не уменьшения достоинств советского,
Казакова Оксана
Екатерина, я с Вами согласна, что с помощью правильного питания можно значительно улучшить здоровье, вот только таким сомнительным источником, как эта статья, вряд ли стоит руководствоваться. Если есть проблемы, лучше всё-таки обратиться к профессионалам, например, найти хорошего диетолога. И анализы на гормоны лучше всё-таки сдать. С возрастом и гормональный фон меняется, поэтому "от возраста" и "от гормонов" - это не всегда пустые слова. Лучше всё-таки удостовериться))
Екатерина Дементьева 
Но и руководствоваться принципами советского питания, тоже не стоит, это любой диетолог подтвердит. Переизбыток углеводов в питании и недостаток белков - это не правильно. Я много читала специалистов на тему ПП и знаю, что говорю, не обязательно платить деньги диетологам, сейчас много полезной информации на просторах интернета, просто кто-то воспринимает ее «фу, и о чем думал автор» а кого-то заставляет задуматься. Думаю дискуссию можно остановить, и каждый останется при своём. С уважением..
Валя Бахтина
все все вы правильно сказали
Гур Арье
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
балансирУй ни балансирУй, все равно получишь жир.Современные продукты высокой переработки либо напичканные гормонами разнесут как на дрожжах даже и при дробном питании. Так что еще вспомните "ярославского бройлера" - синюю птицу добрым словом. Особенно дети мужского пола, начинающие ожиревать по женскому типу после кормления современным мясом-птицей
Анна Сабурова 
Рецепты в таких книгах были не для простых людей.
Анна Сабурова 
На жизненном опыте (и не только я) пришла именно к таким выводам. И не нужен никакой диетолог.
1. Едим много хлеба. Даже с картофелем. Хлеб +второй хлеб.
С макаронами и т.д.
Среди других народов столько хлеба не потребляется.
2. Майонез и вообще салаты все перегружены тяжелые.
И т.д.
Эти столовские пережарки во всем, дающие запах этим самым столовым и блюдам просто ужас .
К счастью, сейчас уже не такие голодные времена, чтобы так питаться, как говорили наши родители "Ешьте с хлебом, так сытнее". А хлеб вообще говорят, в одно время в столовых был бесплатно, да и вообще дотационный был. И каши тоже были для сытости. Дешево и сердито. Не от хорошей жизни сложился такой уровень питания.
Продукты, конечно, былине искусственные. Но многим ли были доступны, особенно крабы, о ко торыз Вы упоминаете
Казакова Оксана
1. Жизненный опыт у каждого свой. 2. В соответствии с п. 1 одним диетолог без надобности, а другим он жизненно необходим (если бы обратились к специалисту по питанию вовремя, многих болезней удалось бы избежать). И дело даже не в весе или параметрах фигуры: часто при нормальном телосложении человек просто не знает о том, какие проблемы со здоровьем у него формируются из-за питания. 3. "Другие народы" потребляют хлеба не меньше, а то и больше, чем россияне, стоит вспомнить знаменитые французские багеты, ставшие едва ли не символом Франции и продающиеся там на каждом углу, круассаны и прочую выпечку, возведённую французами в ранг искусства; вспомним ещё знаменитые венские штрудели, кексы и огромное количество вкуснейших кондитерских изделий, без которых немыслима в Австрии ни одна трапеза, не забудем упомянуть итальянские фокаччу, пиццу и невероятное количество видов пасты (которая тоже по сути своей хлеб), - и продолжать можно до бесконечности, приводя в пример едва ли не любую нацию. А на Востоке рис - тот же хлеб, без которого тоже не обходится ни одна трапеза. 4. Не помню, чтобы в советские времена хлеб был бесплатным. Стоил он в столовых одну копейку (немного, но всё ж деньги). А вот сейчас в некоторых московских магазинах (про другие города не скажу - просто не знаю, какая там ситуация) пенсионерам хлеб дают действительно бесплатно. 5. Крабы и сейчас доступны очень и очень немногим)))
Казакова Оксана
Анна, мои родители не были олигархами - они простые советские инженеры. И тем не менее "Книга о вкусной и здоровой пище" и "Кулинария" использовались в доме очень часто. Да, есть в ней рецепты. ингредиенты для которых не всегда можно было найти в магазинах. Но ведь такие рецепты есть в любой кулинарной книге.
Анна Сабурова 
1.Багет французы, а итальянцы пиццу и пасту едят не со всеми блюдами, а у нас хлеб со всеми блюдами и с макаронами и с рисом и с картофелем тоже, а потом еще багет с вареньем и чаем.
1.Про бесплатный хлеб в столовых лично тоже не знаю, но старшее поколение рассказывают.
3. Про пиццы.
Сколько теста в настоящей пицце и какой слой теста выкладывают хозяйки наши, делая типа домашнюю пиццу, а потом нахваливая, вот у меня тесто поднялось, какая красота,пицца так пицца пооучилась, а то в пиццериях пицца, укусить нечего)))))
Вы сравниваете несравнимое.
Позволю себе остаться при своем мнении.
Всего доброго
Казакова Оксана
Уважаемая Анна! Разумеется, каждый вправе на собственное мнение. Однако я за объективность. И поэтому мне хочется уточнить: говоря "у нас едят..." Вы кого-то конкретно имели в виду? Если это так, то, пожалуй, следовало бы писать, кого именно, потому что обобщения некорректны (например, мне, как россиянке ("у нас" - это ведь в России, не так ли?) странно слышать подобное, потому что я вообще практически не ем всё то, что вы перечислили))
2. Я говорю только о том, что знаю, а кто что рассказывает - это уже из области мифотворчества. 3. Я не сравниваю, я привожу факты. А кто что делает на собственной кухне - это его личное дело.
Анна Сабурова 
Оксана, Вы приводите не факты, а примеры из личной жизни.
Но " кто что делает на собственной кухне - это его личное дело (скопировано из Вашего же комментария).
..."странно слышать подобное, потому что я вообще практически не ем всё то, что вы перечислили)" (тоже из Вашего комментария.
Представляете, я тоже как и Вы это все это не ем.
Однако, не пишу об этом, что ем я или Вы..
То что не ем я или Вы, это личное дело, это никому неинтересно. И это не значит, что теперь никто в России это не ест. Это только значит, что есть тенденция к здоровому питанию

Есть такое понятие " большинство" - это и определяет какие то характерные черты нации, государства, явления..
Ведь если я лично не пью (и многие другие тоже не пьют) это не значит, что проблемы пьянства в стране нет пьянстваа. Эта проблема есть, к сожалению, в стране каждая 5 смерть из за алкоголя.
Но радует то, что есть данные о том, что идет тенденцию к уменьшению потребления крепкого алкоголя.
Анна Сабурова 
Объективность -это как раз анализ темы в целом, а не на основе Вашего личного примера.
Личный пример - это и есть субъективное мнение
Казакова Оксана
Анна, для того чтобы знать, что ест или не ест "большинство", необходимо провести анкетирование всего населения, и только после этого, имея на руках точные данные, мы будем вправе говорить о "большинстве" или "меньшинстве". Так что приводить в пример лично себя - это в данном случае как раз корректно и оправданно, ведь это не голословное утверждение, а ФАКТ))) Однако вдобавок к своему примеру могу привести ещё около сотни приверженцев здорового питания, которых знаю лично(это если моего примера Вам недостаточно)). Тем более если Вы питаетесь иначе, обобщать под "мы" привычки питания - в высшей степени некорректно. А факты - это традиции питания разных народов и наций. Если Вы хотите их опровергнуть - пожалуйста, но не забудьте, что придётся привести веские аргументы)))
Казакова Оксана
Субъективное мнение, Анна - это МНЕНИЕ. А личный пример уже может быть фактом, если в нём имеет место событие, ряд событий. действие и т.п. Неужели Вы не видите разницы между действительностью и умозаключением?
Анна Сабурова 
Позволю себе ответить в Вашем же тоне. Неужели Вы не знаете того, что частное мнение и факты - это и есть субъективизм?
Я уже написала в другой теме о Ваших таких комментариях. Причина их на поверхности, поэтому диалог не получится.
Удачи
Ольга Савельева
Если бы было возможно, я бы вам и больше плюсиков поставила )))
татьяна вещуева 
Но зато когда готовили этих синих кур, вспомните, аромат стоял на весь подъезд. От теперешних кур, в лучшем случае, ничем не пахнет.
татьяна вещуева 
К сожалению в современных семьях отвыкли готовить.Работаю в школе, обедаю в столовой. Вполне съедобная пища, но дети, в лучшем случае съедают сосиски и макароны,но супы, каши, запеканки, котлеты, гуляш...-не едят.Можно предположить, что дома в основном готовят макароны с сосисками и не готовят того, что посложнее и подольше, дети не приучены это есть.
Светлана Лоренц
Тоже подумала об этом. У нас в школе, из всех учащихся (примерно 600 человек) было трое полных, и то одна девочка действительно была очень полная, а двое других слегка полноваты. Остальные 593 человека поджарые гончие))) Неужели от хлеба с кашей и жирных супов так уж толстеют? Я училась с 1974-го по 1984-й. А вот мой сын учился с 1995 по 2005-й. Картина была уже совершенно другая. Без лишнего веса, а тем более "поджарых гончих" было хорошо если половина. Думаю, гораздо уместнее статьи о вреде нынешних продуктов и нынешних кулинарных привычек.
Светлана Осипова 
А главное, автор почему-то умалчивает о традиционном для советского времени полднике, так что тут уже 4-разовое питание. И в кулинарных книгах писали, что калории надо употреблять в зависимости от труда. Шахтёру больше, учителю меньше. Больше было физической нагрузки, в общем и целом. Полдник как полезный перекус мог быть в детском саду и по книгам рекомендовалось даже для ребёнка, который сидит дома, в сад не ходит. Кефир или молоко плюс печенье или яблоко. И никаких концентратов я не помню, бабушка всё из натурального готовила. Только после перестройки появились и бульонный кубики, и супы в пакетах и так далее. А уж сколько сейчас полных людей, неужто всех так на одной каше распирает? Скорее,от
фастфуда...
Марина Петрова 
Да,да.И целлюлита не было.Автор,вообще,ничего не знает о жизни в СССР.И ,действительно,книгу о вкусной и здоровой пище в глаза не видел.Уж что что,а сельди под шубой там и быть не может.Она появилась значительно позже этих изданий.В,общем,полный бред,заказанный теми,кто хочет скрыть плюсы советского периода и оправдать происходящую вокруг разруху и уничтожение населения химическими пародиями на продукты.
Ольга Ведерникова
Ем хлеб только с супа и (за исключением супа-пюре) и с салатами без картофеля. И детей стараюсь приучить к тому же. Никакого хлеба с кашами, пельменями и пюре. Это все равно что хлеб с хлебом есть.
лариса копшталева 
Спасибо за комментарий! Самое неприятное, и я Вами соглашусь, что среди молодежи появилось большое количество тучных. И это при утверждении о большом разнообразии и ставшем доступном здоровом питании.
Юленька ;-) 
двигаться надо больше и тогда никакой хлеб не навредит.
Оксана Ильенко 
Анна Сурбатова ,какие интересно ,народы вы имеете в виду ,говоря "другие народы столько хлеба не потребляют ."Другие народы ,между прочим употребляют много риса ,или много макарон ,или много картофеля,в зависимости от климата ,где находится страна.НО...Все вышеперечисленное является углеводом .Точно также как хлеб СССРовский .Нынешний чем является затрудняюсь сказать .
Nellie Grorssman
А где вы нашли данные о потреблении хлеба и каш, что давало бы вам возможность судить, какое количество людей (хотя бы большинство или меньшинство) едят макароны с хлебом?
Ольга Болгарова
Многое - неправда! Был не такой ассортимент как сейчас, но есть было безопаснее...
Ольга Савельева
Согласна! Я и сейчас была бы рада, если бы в супермаркете было не 80 сортов колбасы, а 5, но чтобы она была не из сои и крахмала...
Марина Щербакова
Автор, что называется, перегнул палку в другую сторону. С частью высказываний могу согласиться, но вот по поводу некоторых все-таки скажу. Чистая питьевая вода... Если автор считает, что единственный источник таковой находится на полках магазинов, то могу разочаровать: не понаслышке знаю, как обычную не самую чистую водопроводную воду разливают в тару и продают чуть не на вес золота. Советские консервы и концентраты делались по ГОСТам, без добавления всякой дряни - стабилизаторов, ароматизаторов и т.д. А сейчас этим даже младенцев пичкают. И еще - при дробном питании (3 приема пищи и два перекуса) следить за часами просто необходимо, и это правильно: организм привыкает к регулярности.
Казакова Оксана
Питьевые фонтанчики были везде - и на улицах, и в парках, и в пионерских лагерях, и в цехах предприятий. Никого и не нужно было призывать пить воду - её пили, потому что она была доступна. Слава Богу, колы тогда не было)))
Тамара Москвина 
3 приема и существуют перекусывать,в организованном питания это второй завтрак и полдник
Елена Корнякова
В целом верно, но 6-й пункт - УАХАХА!!!! Сейчас более половины ассортимента любого супермаркета - эти самые пищевые концентраты. А по сути чем лапша быстрого приготовления отличается от "супа в пакете типа Харчо"? Даже концентраты в советское время были не так вредны, как современное детское питание в пакетах и банках.
Галина Чеколаева 
Вы правы. Я бы ещё возразила автору статьи по поводу консервов на полках магазинов в кино. Фрукты и овощи в то время продавались в отдельных магазинах, если он запамятовал, и так и назывались "Овощи-фрукты". Понятно, что манго и многих других заморских фруктов там может и не было, но мне запомнились отдельные специализированные магазины - молочные, хлебные, овощные, а оставшаяся бакалея - там, где мы действительно видим в старых фильмах.
Татьяна Октябрьская
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Автор явно в советское время в лучшем случае под стол ходил.
Татьяна Мулдахметова 
Насчет каш можно поспорить: та же гречка полезнее картофеля фри. Мандарины, бананы продавали часто, вспомните - новый год это запах елки и апельсинов. Что касается местных ягод и фруктов, то они и до сих пор свежее и вкуснее привозных, да еще и не обрабатываются всякой химией. А уж воду пили постоянно, автоматы с газводой были на каждом углу, фонтанчики с питьевой водой, да и водопроводная вода была, как правило, артезианская, вкусная.
Анна Куруч 
Я ещё помню в наших овощных магазинах лимоны по 2р.50к, финики по 1р.10к. За килограмм. Детские соки по по 11коп за 200мл. Баночку приносили в магазин в обмен.В молочных магазинах кефир по 11коп и молоко по 26коп. Посуда опять же- возвратная, стеклянная. Спасибо вам за добрую память о нашей прошлой жизни, где пенсионеры могли помогать детям со своих пенсий в 80р, потому что всё стоило копейки.
Юлия В
Кстати, манго в натуральном виде в магазинах не было, но продавался сок манго в литровых жестяных банках. Он был вкуснючий, хотя довольно дорогой. Но мама время от времени покупала, да. Оценивая сейчас, скажу: он был явно не из концентрата какого-то, а настоящий.
Ирина :)
1. Шпроты и майонез ели по большим только праздникам, так что вреда от них не было
2. Питались 5-6 раз в день. Я росла в интернате, у нас было два завтрака, обед, полдник, ужин, кефир на ночь.
3. Хлебом никто не пичкал. Кому не хватало обычной нормы, добирал хлебом, который, кстати сказать, является ценнейшим питательным продуктом.
4. Продукты тогда быстро портились, это ли аргумент в пользу их натуральности.
5. Люди больше работали физически, ходили пешком, летом во дворе волейбол, не сидели в сети, на дачах работали и т.д. Соответственно, тот рацион питания был уместен.
6. Рыхлых было мало. С гастритами и язвами крайне мало.
Ну, и добавлю, что неприятно, когда автор так мелочно цепляется даже к названиям блюд.
Если это суп с грибами, то почему его в книге так нельзя нахвать - "Суп с грибами"? А обязательно надо было назвать "Похлебка боярская?)))
Русь огромна. И везде едят суп с грибами, а не похлебку боярскую)
Мария Москалёва
Щи да каша - пища наша!
Это исконно русская поговорка о нашей Русской еде! А люди у нас долгое время отличались долгожительством, силой духа и здоровьем!!! Статья бредовая!
Наталья Белозерова 
Хочу добавить, что иностранцы, приезжая в СССР неизменно удивлялись количеству стройных людей со спортивными фигурами. Толстяки были редкостью, особенно среди молодых и школьников. Сейчас же ожирение и,как следствие, сердечно-сосудистые заболевания, повсеместны и очень помолодели. Я уже не говорю о сахарном диабете в детском возрасте. Раньше дети им не болели в принципе, а сеййчас - это просто бедствие.
Nina69
Вот только нация была здоровее, и детей (да и взрослых) с ожирением были единицы, а так да, СССР - зло. Кстати, когда я вышла замуж (ещё в СССР), то готовить училась как раз по этой вредной книге)))))
Екатерина Дементьева 
Простите и пенсионеров не было с ожирением столько, сколько сейчас. А все говорят бедно живем, просто в магазинах полки ломятся от углеводов..
Нина Науменко
Перепутали всё на свете. Сейчас полных больше от нездоровых продуктов, а не изобилия. Прочитайте состав любого продукта - полная таблица Менделеева, и практически каждый ингредиент вызывает или привыкание, или ожирение.
Екатерина Дементьева 
Полнеют не от таблицы Менделеева, а только от профицита калорий, это элементарная физика, энергии нужно куда-то деваться. А в современном обществе изобилие продуктов приводят к перееданию, и не только дети и подростки стали полнее, а в принципе у кого есть достаток на вкусняшки. Женщины 30-50 тоже стали значительно полнее.
Нина Науменко
У нас с вами диаметрально противоположные позиции. На этом прощаюсь.
Мария Лазарева
Да-а-а! Автор порол чушь, а чушь визжала! Сразу столько несуразностей в одной статье! В комментариях отмечено справедливо и про каши, которые почему-то все оптом стали вредной пищей, и про продукты, которые в настоящее время куда вреднее, чем те, которые можно было купить в советское время, и про ожирение сейчас в России и в СССР. Ну а на книгу натуральный поклеп - классная книга!
Гур Арье
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
ради гнусного словца (в адрес СССР) не пожалеешь и отца
Светлана Игнатьева
Какая глупость!!! Что хотел автор сказать , про СССР или еде?
Евгения Чеснокова 
Концентраты в брикетах в магазинах, конечно, были, но их особо не брали. Ни разу не припомню случая, чтобы у нас дома или у кого-то из друзей родители что-то готовили из таких концентратов. Их брали, если в поход шли. Или на дачу на выходные, да и то чаще всего они там оставались лежать как НЗ.
Ирина Алпатова
Ощущение от статьи - отвратное. Просто все, что написано - неправда. "Книга о вкусной и здоровой пище", у меня 1952г. издания - прекрасная книга, я ею пользуюсь, и еще парой кулинарных книг до 1980г. изданных. Рецепты там - проверенные, если написано - "1 столовая ложка" - значит, так оно и есть, если написано - "40 мин. при температуре 150 градусов" - значит, именно так и нужно. Импортные овощи и фрукты навсегда покинули мой дом, за исключением бананов, все остальное, это не фрукты и овощи - а мумии в формалине. Крупы содержат огромное количество микроэлементов, витаминов, за исключением манки. Но в СССР увлечение манкой было обусловлено послевоенным голодом и дистрофией, детей нужно было накормить, людей нужно было накормить. Это было явлением временным. Автор статьи обосрала не только привычки в питании в СССР, но и многовековые сложившиеся привычки нашего народа. Питайтесь правильно, будьте здоровы, и дай Вам Бог денег на Ваши принципы питания! Обсерать зачем? За что? Что Вам плохого сделал СССР? Почему нельзя относится к нашему историческому прошлому, как к историческому прошлому? Не оскорбляя и не унижая самого временного периода и людей, которые в этот период жили?
Татьяна Ермолова 
Не согласна! Хлеб был вкусным, настоящим и от него не подняли! И хлеб действительно всему Голова! Котлеты были мясные и рыба была настоящая, а не росла неизвестно на чем! И кашу надо есть и не надо думать! Что предки наши были дураками!
А если вам не нравится простая и полезная пища! Кушайте пожалуйста булочки, мясо??? И остальные Фаст фуды, с ГМО и наращивайтенаращива пятую точку и травите свой! Организм, но не надо писать такое ни в прессе , ни в интернете!!!
Екатерина Дементьева 
Такое ощущение, что вы читали через строчку) Автор пишет про качественный белок - читай - рыбы, нежирное мясо, морепродукты, а не столовские котлеты и просит разнообразить растительной пищей груши, персики, сливы, а не булочки с повидлом. Пить побольше воды, вы вообще в курсе основ правильного питания?)))
Татьяна А 
А где вы видели сегодня качественный белок? в частности рыба и морепродукты,на каждом шагу делают исследования и вся рыба с диоксином либо ртутью а вы качество.
Тамара Москвина 
На правильном питании,с соотношением белков жиров и углеводов строилось меню в общепите учитывалось все,а фрукты..яблоки тоже фрукты и капуста с морковью и репой овощи.
Анна Сабурова 
Согласна с Вами. Или читают через строчку или как всегда сиотрят в книгу, видят фигу
Смысл статьи в одном, а обсуждается совсем другое
Mouse Vanila
У меня не хватило сил дальше прочитать это!Где берут этих авторов из дома-интерната для умственно отсталых?Сказать что я шокирована не сказать ничего.
Лина Иль
Омерзительная статейка, такое впечатление, что написана русофобом ради того, что понаписать побольше гадостей о России и русских. Фтопку.
Эмилия Ми^^
Ха-ха-ха! Инопланетяне писали,наверное.Каши -медленные углеводы и очень полезны утром,просто надо уметь готовить.Не заправлять маргарином и не сыпать тонну сахара. "Книга о вкусной и здоровой пище"-очень хорошая и там в конце меню на разные диеты.А что автор читал(а) -большой вопрос...Очень хорошо Оксана всё написала в комментарии.Фрукты были не дефицит(яблоки,апельсины и грейпфруты были,кстати.чем сейчас.
Наталья Федосова 
Какая чушь, какой-то дурак написал, а другой "поделился". Этот "Максим Мирович", указанный как автор этой "околонаучной дребедени" использовал наверно "околонаучные источники" типа отрывного календаря. Наверняка какой-нибудь сопляк, который даже не родился в СССР. Как бы я хотела дома иметь эту легендарную книгу "О вкусной и здоровой пище", ее достаточно одной в доме, чтобы твой стол был разнообразным, вкусным и здоровым. Это в те времена не все из нее можно было приготовить – продуктов было не достать, а теперь бери что хочешь. Как будто бы за 70 лет существования СССР могли измениться вкусовые пристрастия целой страны. Они сформировались за много сотен лет исходя из "кормовой базы" территории. Конечно, все меняется, употребление каких-то продуктов (типа репы или тыквы) сошло почти "на нет", появились новые пристрастия. Авторы подобных статей - идолопоклонники всему "забугорном". Каши ему не понравились, пироги, салаты.... В детстве правила было - из дома никогда голодным не выходить и каши утром ели очень многие с молоком, маслом, вареньем и сыты были до обеда, а толстых детей у нас практически не было. А ребенок с гастритом - событие из ряда вон. Познакомился бы автор с тем, что ели простые люди в Европе. Это сейчас сыр с плесенью - вкусовая пикантность, выращивают специально, это для нас экзотика (до сих пор не все могут есть, считают испорченным), а они всю жизнь его ели (не выбрасывать же добро), кушать же хочется, а кушать нечего вот и ели что попало. Только бы написать какую-нибудь пасквиль, правда таким людям не нужна
Валерия Быкова
А вообще не понимаю желания некоторых людей обгадить все тоъ что было до 1992 года! Это наша жизнь, еага история и наши вековые традиции!!! Не нравится - бухти втихую в подушку
Mouse Vanila
"Советские кулинарные традиции берут своё начало в "Книге о вкусной и здоровой пище", первое издание которой вышло ещё во времена великого диетолога и гастроэнтеролога." Шта?! Автор Вы читали то что пишите?(или копируете)И да так напоследок, нет этих рецептов в книге и никогда не было!!!
Людмила
О, да! Это вечное: ешь с хлебом!Обязательно ешь первое, иначе заболит желудок! И много майонеза! И все чтобы пожирнее! Мрак!!!
Тамара Москвина 
А майонеза тогда и не было и гастритов у детей редчайшие случаи,а теперь через одного
Валя Бахтина
не надо ля-ля про майонез,его тогда в широком обиходе не было--------сметана была для супа
Валя Бахтина
вот именно,автор и эти комментаторы дураков ищут что-ли,вот такую чушь они вбивают нынешнему поколению,все делают .чтобы обос.........СССР твари
Гур Арье
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
дык майонез тогда есть было не опасно. Срок хранения у него был короткий, а после вскрытия банки - несколько дней. А сейчас - химпродукт пластиков-пальмовый.НОЗАТОВКРАСИВОЙУПАКОВКЕ )
Анна Сабурова 
Гастритов не было???? Еще как был, почти у всех. Масса люлей не могла есть в этих тошнотворных столовках, где во всех блюлах пережарки с томат пастой. Кстати до сих пор большинство блюд в семьях готовят с этими самыми пережарками
Оксана Ильенко 
Правильно ,Валя ,я вот тоже думаю ,где это в СССР все было залито майонезом ? Тогда и майонеза столько не было .А сейчас в столовые ,кафе майонез поступает в 10литровых ведрах .
Беляева Нина
Бедный автор.. Видимо плохо он в детстве питался.. Может его мама просто не умела готовить? Я помню домашние котлетки из мяса, в которые добавлялся только лук и специи.. Суп варился из хорошего деревенского мяса, с домашней лапшой или выращенными своими руками овощами.. Каши мама верила очень вкусные.. Хлеб был вкусный - его привозили в магазин горячий с хрустящей корочкой, сейчас даже пекарни такой не сделают.. А есть 5 раз в день было просто некогда.. Да и не думали тогда о здоровом питании - оно было здоровым и полезным.. В отличие от сегодняшнего..
Казакова Оксана
И все советские дети, которых посылали за хлебушком, имели обыкновение обкусывать по дороге из булочной уголки буханки - ту самую хрустящую корочку)))) Это вам не булочки для бургеров!!!))))
Татьяна Сафонова 
В нашем городе от урагана в элитном доме стены в зал и на кухню упали: одна во внутрь дома, другая на улицу.
Анна Сабурова 
Я в статье совсем другое увидела
Оксана Ильенко 
Беляева Нина ,согласна с каждым вашим словом на 200 процентов .И про котлетки ,и про каши .И особенно про хлеб .Нет сейчас такого хлеба ,хоть где и хоть за сколько купи .А большинство "хлеба" есть не возможно .И даже концентрат был вкусным .У нас в школе традиция была ,в начале учебного года и в конце вся школа ходила в поход .По классам ,Младшие по ближе не на долго ,старшие по дальше навесь день .Кроме всего прочего брали в поход концентрированные супы .Так вот один из них я просто обожала .Суп в пачках с МЯСОМ и звездочками (макароны в виде мелких звездочек .) И в этом супе было действительно мясо ,а не вкус мяса ,как сейчас .
Надежда Огородова 
Питание в ссср было хорошее качественное был контроль,сейчас все не качественное есть нельзя не знаешь чем питаться.
Писатель Альзира
Питание времен СССР - действительно не очень полезное, особенно каши и жирные супы, от которых хочется кушать и толстеешь. Лично я от любой каши поправляюсь на кг в день. Сейчас много концентратов? Так не ешьте их! Согласна: правильное питание намного дороже. Но вот запах общепита я ненавижу с детства, тошнит от него - это верный признак нездорового питания. И вечно в детсадах детей несвежими продуктами кормят: тухлая капуста, прогорклое масло...
Марина Щербакова
Это Вы что-то очень далекое вспомнили, чес-с-с-лово! Хорошая знакомая работает воспитателем в детсаду. Говорит, не дай бог что-то с продуктами: заведующая сама проверяет, трясется. Сядут все и ровно!
Писатель Альзира
Сыну 13 лет, недавно ходил в сад - так и кормили, как описала (город Красноярск, хороший детсад).
Марина Щербакова
Значит, надо было коллективное письмо в прокуратуру писать.
Тамара Москвина 
Что за фигня,где это так кормили,бедненького?где детсадах не саежие продукты?
Очнись,милый!
budusya@mail.ru
У Вас с головой всё в порядке? Вы во времени провалились, или рассудка лишились? Не путайте детское питание, с бесконечными проверками, взятием проб на анализ и колораж, УТВЕРЖДЕННЫМ меню в Роспотребнадзоре с фаст-фудом.
budusya@mail.ru
Альзира, это я на Ваш комент ответила.
Татьяна А 
Не ешьте концентраты! Обхохочешься вы что в магазин не ходите и не читаете состав продуктов????Прочтите любой продукт из магазина будь то хлеб,сыр,йогурт там же нет ничего натурального.В мясе антибиотики и гормоны ,в куре тоже самое,в овощах и фруктах нитраты,в молочке пальма и еще всякая дрянь,а вы не ешьте.
Валя Бахтина
не надо ля-ля про детские сады,там все было нормально,только в столовых бывали недостатки,но и то не такие чтобы тошнило ,а меня вот тошнит от воспоминаний о блюдах приготовленных у кого -нибудь дома,раньше мы все время друг к другу ходили......ну так вот ,у тех .кто кривил морду в школьной столовой скажем,дома у них ничего сверх естественного не было
Писатель Альзира
Я тоже часто бывала в гостях у друзей, но не кривилась, даже если было невкусно. Я, однако, предъявляю очень высокие требования к приготовлению пищи (сама готовлю очень хорошо; мама моя готовит идеально вкусно).
Валя Бахтина
в гостях никто не кривится,это говорю в общественных столовых некоторые из себя гнут кого-то, а дома бог его знает что у них........вот и хорошо .что вы с мамой вкусно готовите,у меня внуки тоже говорят :"баба.ты вкуснее всех готовишь"
Ольга Свистунова 
Сейчас пузатых мужиков на 9 месяце, полных женщин и детей в разы больше. Сомневаюсь, что все они едят каши.))
Ольга Савельева
Увы, я сама со времен детского сада вынесла нелюбовь к манной каше, омлету и многому другому. Уже на подходе к садику нас встречали "ароматы" подгоревшего молока... И сейчас, когда вижу в интернете рецепт с громким названием "как из детского садика" - приходят только ооочень неприятные воспоминания.
Алтынай Магзумова 
Странно, но в СССР толстых было очень мало
Ольга Болгарина 
Пузатые мужики и парни, а вместе с ними молодые девушки- от пива доступного всем по цене...
Мария Лазарева
Кто бы позволил это тогда? При первом же случае санэпидстанция наложила бы штраф, а заведующая слетела с должности. Детям утром бутеры давали с красной икрой или с красной рыбой. Запрещены были колбасные изделия - только мясо.
Yuliya Dyachenko 
Что-то я не помню строгого питания по часам: если было 5 уроков в школе,обедала дома в час дня, если 6-7, то позже. А вот в Италии не сесть обедать в 13:00 - это преступление :)
А каша на завтрак гораздо полезнее булки. Просто не надо её килограммами есть:)))
Мария Князева 
В нашей школе после третьего урока водили кушать весь класс (если правильно помню, то давали каши, какао и бутер с маслом и сыром). А те, кто оставался на продлёнку, питались в обед после уроков (там были суп и второе) и у них был ещё полдник (традиционная булочка с соком). Причём, всю еду готовили повара в школе.
Ольга Аверьянова
Ой,ой,ой!Как же" плохо" было тогда,а рыба в Каме водилась!!!!!!!!!!!!!!
татьяна жукова
Овсянка с медом натощак гастрит лечит. У меня после коктейля в макдаке были боли в животе. Кстати, была проедена экспертиза, в коктейлях в макдаке нет молока вообще! Сейчас не могу ни молока ни мороженого купить спокойно из-за пальмового масла, которое везде в молочке. То есть сухое молоко, молочный жир -- хз из чего они, приходится брать минимум простых продуктов, никаких сладостей,булочек, лишь черный шоколад без добавок. Ту же овсянку, рис, гречку, картошку). И --да, соевый соус вошел в обиход как родной. Но тоже не на каждый день, воспринимается как день восточной кухни.и разных травок стало больше ароматных. все. А цезарем мужчина не наестся, например. Ему котлеты подавай. Так что...
наталья алексеевна
Да, в совке продуктов не хватало, но те, которые были, были очень вкусными и, что самое главное, натуральными. Как-то в те времена пообщалась с молодыми чешскими студентами, они с восторгом уплетали наше мороженое, пряники и печенье. И заходили по пути в каждый магазин, чтобы попить сок, наливали тогда из таких больших конусообразных стеклянных бутылей. Чехи часто при этом употребляли слово - натурально. Когда я спросила, как их кормят, а питались они в студенческо столовой, ответили, что кормят хорошо, много и натурально. Я удивлялась, но когда они угостили меня какими-то своими продуктами, поняла почему им так нравятся наши. Столовые были разные, в одних вкусно кормили, в других не очень, а в некоторых просто опасно было есть. Сейчас ведь тоже самое, есть ответственные и безответственные работники общепита. А что насчёт правильного и неправильного питания, тут тоже не все однозначно. Кто-то кушает углеводы и не толстеет, а кто-то сидит на диетах и все равно не худенький. Обмен веществ да и организм у всех разный. Молодых много полных, потому что двигаются мало, от сидения за компьютером не худеют. Да и фастфуд жирка добавляет. В совке дети на улице бегали, разные там салки, прятки, казаки-разбойники и почти каждый в какой-нибудь кружок спортивный ходил да и не в один. Вообще, многое изменилось с тех пор, тогда идеалом была «девушка с веслом», а худенькие считались какими-то недоделанными, точнее недокормленными. Вот и считалось, что есть надо много и побольше хлеба. Я-то как раз из недокормленных и натерпелась тогда, дразнили задохликом, глистой в скафандре, была голубая мечта поправиться, но даже советский общепит не помогал, видимо, обмен веществ был хороший, все сгорало и жир не копился. А сейчас все иначе, быть худым модно, здоровый значит и правильно питаешься, отсюда и правила питания другие. Вот только полезные и качественные, а главное, безопасные продукты найти сложно хоть полки и ломятся. Продуктов много, а толку мало.
Alina Mikhaleva
" худенькие считались какими-то недоделанными, точнее недокормленными."
" Я-то как раз из недокормленных и натерпелась тогда, дразнили задохликом, глистой в скафандре, была голубая мечта поправиться "
Хм...Я чуть постарше Вас буду, НО в Питере(тогда Ленинграде) во времена моей ранней юности УЖЕ был "культ худобы "! Мирей Дарк- помните ? Это - 76-77гг
наталья алексеевна
В Питере и Москве, возможно, был «культ худобы» среди продвинутых, а в провинции был культ «девушки с веслом». В детском саду пытались насильно накормить, потому что не была похожа на розовощёкую «Аленку» и т.д. и т.п. И потом доставалось всегда по этому поводу, хотя я и не была совсем уж анорексичного вида, просто, что называется «тонкая кость» и хороший метаболизм.
Alina Mikhaleva
"В Питере и Москве, возможно, был «культ худобы» среди продвинутых,"

ЕЩЁ как ! И даже , среди и "непродвинутых"....Меня саму, например
ЗАГНОБИЛИ, начиная лет с 13 , начиная с собственного отца !
Позднее - сокурсницы по "девчачьему" техникуму.Ещё и "члишком высокой " считалавсь(всего-то при росте 169) PS - Подросла на 3 см....после 40 лет!
Татьяна Сафонова 
Интересно, какого возраста автор статьи? В СССР не было такого разнообразия, как сейчас, но зато были продукты качественные и натуральные. А диета одна для всех - "прислушиваться" к своему организму и не переедать. Искать более качественные продукты, конечно, это не просто, но все же. Не есть много углеводов и все будет в порядке.
Казакова Оксана
Ещё у многих были садовые участки. Поэтому проблем с овощами-фруктами не было - всегда сезонные были в изобилии. Уже в апреле появлялась свежая зелень, из молодых побегов крапивы даже щи готовили)) Вот чего точно не было - это напичканных глютаматом полуфабрикатов.
Анна Сабурова 
А сейчас крапивы нет? Крапива это достижение СССР в питании? Мы ели не только крапиву.Саранки, медуницу, пестики, пеканы, сурепку черемшу и т.д. Это все давала природа. И сейчас все это можно собирать и есть. Но не собирают
Казакова Оксана
Анна, а Вы, видимо, всех без исключения расспрашивали, если сделали такой вывод?)))))))))) Дачные участки и сейчас есть у многих, и сейчас дачники используют первую зелень для приготовления самых разных блюд. Другой вопрос, что сейчас нет острой необходимости выращивать овощи и фрукты самим - можно их купить. Хотя качество магазинных и собственноручно выращенных, конечно, несравнимо.
Анна Сабурова 
О каком выводе Вы говорите? И почему нужно кого то опрашивать? Есть конкретный вопрос к Вашему комментарию относительно кокретной обсуждаемой темы.
Валерия Медина 
Бредовая статья! Если бы мы могли сейчас питаться продуктами того качества, большинство людей было бы здорово. А нынешние так называемые здоровые продукты, модифицированные и т.п., рыба и птица выращенны на гормонах, овощи и фрукты напичканы химией, все это со временем вызывает страшные заболевания, необратимые процессы.Написать мог только умник не живший в СССР.автор видимо слишком молод и ему ещё многое неизвестно.
Ольга Мириевская 
Статья спорная, как и вообще все на свете. Главное: чтобы денег хватало на нормальное питание (и нормальную жизнь!).
Helen Brown
Вот с этим выводом я, пожалуй, больше всего и соглашусь!!! Когда не стало СССР, мне шёл 5-й десяток. Конечно, Ленинград выгодно отличался от многих других городов. Но я работала в вузе,
продуктовых заказов у нас не было (мы с вами ничего не производим, товарищи, так что будьте сознательными ), а когда шла домой после работы,
то почти всегда стояла в очередях - отдельно в мясном магазине, причём в каждом отделе/магазине были свои очереди; отдельно в молочном ( сметана бывала не всегда, и густую я не помню вообще, к тому же тару надо было носить с собой); отдельно в бакалее ( для подсолнечного масла у меня тоже была бутылка наготове), и отдельно в «овощи-фрукты», где за мандаринами-апельсинами всегда были очереди. Картошку немытую на развес покупал муж, там и камешки встречались. За тортом или пирожными всегда стояла в очередях, особенно перед праздниками. Хотя, конечно, натурального было больше...
Казакова Оксана
Точно! Мы с мужем как раз вчера вспоминали, что в каждой семье была для подсолнечного масла какая-нибудь красивая бутылка обязательно с завинчивающейся крышечкой)))) И масло было пахучим, нерафинированным)) Ещё были в универсамах кафетерии, где наливали соки из высоких стеклянных конусов (кое-где они есть и сейчас - "советское ретро" нынче популярно). Соки были густые и вкусные, хотя большинство из них не были яркими и выглядели не слишком презентабельно. Очереди были, конечно, но в основном они стали появляться в "перестроечные" времена.
Helen Brown
Да, соки были чудесные!!!! Правда, я вышла замуж в начале 1977, и уже тогда я не помню, чтобы просто так, без очереди, что-нибудь покупала. Наверно, днём было легче, но лекции заканчивались в 15 часов, пока решишь текущие проблемы на кафедре, пока доберешься до дома, тут уже рабочее время в самом разгаре. У многих днём ходили за продуктами родители-пенсионеры, но мои были прикованы к дому и постели...Так что не могу вспомнить, чтобы покупала что-нибудь просто так. без очереди.
Марина Щербакова
Я помню эти конусы! Мы с мамой ходили в гастроном №2 на Смоленской площади, и больше всего я любила томатный сок - темно-красный с коричневатым оттенком, густой, тягучий. Рядом стояло самое прозаическое блюдце с крупной солью и деревянной палочкой от мороженого. Да и другие соки были вкусны - с мякотью, без всяких стабилизаторов, загустителей, вездесущей лимонной кислоты и прочих "полезных" гадостей. А еще помню чудесный молочный коктейль, и как я ужаснулась, увидев, что вафельки из-под крем-брюле, из которого делали этот коктейль, выбрасываются в мусор. И тогда продавщица улыбнулась и завернула в бумагу (пакетов тогда не было) штук 10 этих вафель, и я ела их, пока мы шли домой, на Плющиху. А как замечательно было выпить стакан шипучей газированной водички с вишневым сиропом за 3 копейки из автомата! Да никакая кола ей в подметки не годилась!
Елена Вострова 
Я бы сейчас с радостью согласилась простоять после работы пару часов в очереди если бы в результате смогла купить натуральные продукты для внука, а не геномодифицированные, разными "Е" и антибиотиками напичкаными. В Америке уже тревогу бьют не по поводу ожирения у детей, а о том, что скелеты и мышечная масса из искуственных, химических продуктов не формируется. Энергии эти "продукты" тоже не дают, поэтому детей перед занятиями транквилизаторами пичкают для поднятия внимания, тонуса и работоспособности, в том числе умственной. Я склоняюсь к принципу, что все что природа естественным отбором тысячелетиями создавала-полезно, а все куда человек вмешался в погоне за доступностью (дешевизной и изобилием) продуктов-яд. Лучше от очередей уставать, чем от болезней и отсутствия в рационе натуральных продуктов с витаминами, микроэлементами, полноценными белками, углеводами, жирами.
Мария Князева 
В целом с Вами согласна, но с транквилизаторами Вы погорячились - это успокоительное, а не бодрительное. Тонус и умственную работоспособность они точно не повышают.
Елена Вострова 
Согласна! Группу тонизирующих препаратов я по своей медицинской некомпетентности указала неверно,но, думаю, что по смыслу понятно, что я имела в виду.
Ольга Соловьева 
У меня не хватило сил дальше прочитать это!Где берут этих авторов из дома-интерната для умственно отсталых?Сказать что я шокирована не сказать ничег
Елена Федоровских 
Какая бестолковая статья, судя по всему, автор родился не раньше 90х..
А стиль какой: "всякие там", "совок" и тд, кто так пишет вообще.
Виктория
Вот ненавижу такие комментарии, но сейчас скажу сама: статья полная чушь и бред.
Неизвестно Неизвестно 
Мне очень смешно читать суждение автора и хотелось бы посмотреть, чем питается сам автор. Что мы сейчас едим, казалось бы полки в магазинах заполнены пищей, продуктами и даже не знаю как это назвать. Мне 49 лет я как раз и родилась в СССР нас было двое детей и мама нас воспитывала и растила одна(папа рано умер)На завтрак было всегда хлеб с маслом сливочным настоящим без добавок и всегда у нас дома было варенье любое у нас был сад, мы ели только из виктории .Обед был в школе мы ходили в школьную столовую, было второе чай и булочка какая ни будь. Вечером либо суп ,рыба жаренная или картошка, пельмени домашние,пельмени рыбные очень вкусные магазиные, котлеты, лапша. Мама пекла пирожки с картошкой из теста без дрожжей, я кстати тоже пеку пироги из такого теста. Может быть не было изобилие продуктов в магазинах, но рыба была всегда. Мы не делали салатов из майонезов с кучей продуктов, у нас не было колбасы дома потому что надо было стоять очереди за колбасой, у нас не было шоколада из пальмового масло киндер сюрпризов с ешками,но питание было отличное.
Helen Brown
Родители, прошедшие войну и блокаду Ленинграда, кормили меня в детстве "на убой". Когда в юности (1970) я решила похудеть, то отказалась от приёмов пищи с хлебом, картофель и каши почти исключила из рациона, и ввела много овощей: свежая шинкованная капуста, морковь, свёкла, огурцы, помидоры (по сезону), тушеные кабачки, варёная цветная капуста. Жареная/варёная рыба или мясо (немного). Нежирный творог. Фрукты не люблю, но иногда заставляю себя съесть яблоко/грушу/ персик. Так и питаюсь уже почти 50 лет. Проблем с весом и энергией нет. Ничего не пеку и мучное почти не ем. После гостей - разгрузочные дни. Воду пью умеренно - по желанию.
Елена Зозуль 
Люди раньше больше двигались.трудились,и питание было соответствующее,вот и толстячков было меньше. ))
Татьяна Евсеева 
При неправильном советском питании люди не были такими тучными, как сейчас. Когда была ребенком, слышала от мамы: "Ты у меня такая худенькая, вот у моей подруги и дочь, и сын такие толстые." Моя мама объясняла это тем, что в нашей семье мы ели хлеб со щами, супами и салатами, а мамина подруга не готовила ни первое, ни второе, ни третье. А ели они всухомятку: бутерброды с сыром, колбасой. консервы, в общем, что не надо готовить. В результате я до 40 лет при росте 164 см весила 53-56 кг, а дети маминой подруги крупные, тучные.
Ольга Савельева
Да, вот сейчас вспоминаю - в школе мы обедали в столовой и обед был действительно из трех блюд, но может размеры порций были маленькие - у нас в классе толстых не было. Сейчас я не пытаюсь впихнуть в себя три блюда - все равно не получится. Каши? Не припоминаю, чтобы было прямо засилье каш. Но думаю, если есть кашу раз в день, на завтрак - можно разобраться с желудочными болезнями. Хлеб? Ну что было - то было, помню меня бабушка даже с арбузом заставляла есть хлеб (безуспешно, кстати)... Я даже знаю многих, кто ел хлеб и с борщем, и с макаронами, и с картошкой - это, видимо, наследие голодных военных и послевоенных лет. И знаю многих, кто так не питался. Так что говорить о традициях в этом плане глупо. Ну да, не было разнообразия. Но у нас в подвале до весны хранились картошка, лук, морковка, капуста. А теперешнее обилие, как многие уже написали, овощей со вкусом пластмассы - это не есть разнообразие. И тогда мы были здоровее, это факт. Были и тогда свои минусы. Например, заведующую нашей столовой не раз ловили на выносе продуктов в своей хозяйственной сумке, а одноклассник однажды, заметив из котлеты торчащий волосок, потянул за него и извлек крысиный хвостик... это тоже было. Но это были единичные случаи.
Mouse Vanila
Понятно, статья украдена с ЖЖ какого подростка( Как мне это все развидеть теперь.
Алла Дубинина 
Кулинарные привычки из СССР прекрасны хотябы тем, что отравится ешками было невозможно...
Helen Brown
P.S. Помню, бананы впервые муж привёз в Ленинград из Москвы, когда ездил в командировку, в 1983 году. Они были зелёными, и ещё дозревали пару недель на
полке.
Марал Хыдырова
Скучаю по тогдашней еде, которая продавалась в магазинах. Многие вкусы уже не доступны. Какое было сливочное масло,молоко, консервы! Было мало, но вкусно. Сейчас слишком много всего, но безвкусно. Что касается советских пищевых традиций и пристрастий - мы в семье никогда не перегружали себя едой, я долгие годы весила 58 кг, несмотря на то, что не ограничивала себя диетами и прочими лимитами. Первые килограммы набрала в конце девяностых, когда мы плотно подсели на всякие "Раma" "Ono" так как любимые наши продукты исчезли с прилавков навсегда. Больше я не встречала вкуса "того" масла, молока в конусообразных пакетиках, "докторской" и многого другого. Что касаемо обеда из трех блюд: первого, второго и десерта - в семье такого никогда не практиковали, для нас вполне достаточно было одного сытного блюда. Правда очень любили супы, говорят сейчас, что они вредные, но я полжизни их ела, и проблем не испытывала. Проблемы пошли, когда появилась заморская дешевка в тяжелые годы кризиса как замена советских продуктов.
Наталья Кокина
Я не знаю, сколько лет автору и откуда он сделал такие выводы о жизни в СССР в 70-80гг. Это как раз то время когда в магазинах продукты были, Да, возможно, мы питались однообразно и без заморских овощей и фруктов жили, Но, не было такого количества толстых людей, и тем более детей!!! И не было столько аллергиков, сколько сейчас. И не надо говорить, что тогда было неправильное питание, в школах и дет.садах, все было приготовлено по норме, продукты все по ГОСТам, а не то, что сейчас, конечно полки магазинов ломятся от продуктов, но как почитаешь состав, как таблица Менделеева и не знаешь,что купить... А фрукты и овощи по сезону и из родных мест, полезнее, чем привезенные Бог знает откуда, сорванные полу-спелыми и обработанными химией, чтобы доехали на столь далекие расстояния.
budusya@mail.ru
А ошибок то в тексте.... Жуть!
Казакова Оксана
Ничего нет постыдного в том, чтобы быть "совком". Здесь большинство родились, выросли и повзрослели в легендарные советские времена. И стыдиться нам нечего. Все получили прекрасное качественное образование, которое ещё долго будет в цене, все смотрели по ТВ прекрасные балетные спектакли (а не дом-2 и прочую мерзость), знали наизусть многие классические музыкальные произведения, занимались спортом в бесплатных секциях, благодаря чему до сих пор находимся в прекрасной физической форме и на здоровье не жалуемся. В советский период было много хорошего, чему стоило бы поучится, что бы следовало сохранять и развивать. Да, не всё было хорошо и замечательно. Никто с этим и не спорит. Но и сейчас есть как позитивные, так и негативные стороны жизни. Это нормально. Не в Утопии живём.
Татьяна Сафонова 
Да, Оксана, я полностью с вами согласна.
Татьяна Сафонова 
Оксана, было бы здорово, если к этому хорошему добавить лучшее. А у нас обычная практика: до основания все разрушим, а потом...
Казакова Оксана
Зато строить уже научились ускоренными темпами (видимо, опыт прошлых разрушений сказывается))))
Василиса Премудрая
Лично я родилась и жила в стране ,которая называлась "Советский Союз Социалистических Республик",чем и гордилась,и горжусь! А Вы возможно жили в "Совке",кому как.Меня раздражает такое пренебрежение и неуважение к стране в которой я родилась.
Ирина Фоминцева
Я с вами полностью согласна (насчёт пренебрежения и неуважения), но только... страна называлась "Союз Советских Социалистических Республик"...
Анна Сабурова 
Речь не о том, чтобы стыдиться или не стыдиться.
А о правильности питания. Кстати, очень многим нашим женщинам самым трудным является отказ от хлеба.
Анна Сабурова 
Правильнее ...многим нашим женщинам очень трудно отказаться от хлеба
Tatjana Miosga 
5 раз в день есть- полезно? Миф!!!!
Анна Андреева 
Полная херня! В СССР не было толстых людей как пишут в этой статье! И перееданий тоже не было!
Надежда Григорьева 
из статьи автора можно сделать вывод, что в Советское время неправильно питались, переедали и вообще все не сбалансировано, но тогда почему не было столько людей с повышенным весом, поголовно больных гастритом. А хлеб настоящий душистый без добавок, действительно всему голова. Съеш горбушечку подсоленую с пахучим растительным маслом, или молоком и прекрасно. И отложение жиров не было.
Тигода
Не знаю, что было в магазинах в городе, но в деревне мы жили исключительно натуральным хозяйством))). Вот где здоровое питание! Принесет мама парного молока, налет тебе кружечку и ты сыта до обеда. Овощи свои, фрукты свои, молочка и мясо тоже своя. Только давалось это очень тяжело). Ни о каких курортах и отдыхе и речи быть не могло. Все каникулы сидишь в огороде. Грядки полешь))). Я не в претензии это мое детство и оно было очень счастливым. И стройная я была, аки газель))).
А в нашем деревенском магазине без очереди можно было приобрести хлеб, сахар и подсолнечное масло))).
Гур Арье
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
автор, поди, жрёт "пасту" вместо привычных макарон, лапши, рожков и разум его возмущенный не вскипает как при замене названия "суп боярский" на "суп грибной"
Татьяна Октябрьская
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Автор заранее позиционирует свой третьесортный текст, как "интересный рассказ". Почему не "гениальный"? Не скромничайте, Юлия. Могла бы опровергнуть по каждому пункту, но вреде все уже ответили.
Нина Авдеева 
Во многом не согласна! Мои родители жили в деревне. Из хозяйства было несколько кур и держали свинью до нового года. Мясо не всегда было. Больше всего ели борщ. суп картошку, сало и соления. все с хлебом. Пельмени ели со сметаной или сл. маслом. Майонеза в то время не было. Толстыми родители никогда не были. Конечно, хлеб и макаронные изделия не при чем. Сахара я в детстве много ела, была худенькая. Сейчас продукты некачественные, напичканы химией. и большинство людей становятся полными. Я в том числе. имею лишний вес. Я считаю, что я ем не так много. просто продукты, напичканные химией и проблема со здоровьем. В Советское время меньше было людей с избыточным весом и меньше было больных.
Гром
Чтобы питаться более качественно, следует вводить в рацион больше репы,тыквы, кабачков, вытесняя засилье картофеля. Больше капусты - белокочанной, брокколи и всех остальных, Уменьшить расход жира. Перестать жарить вообще - варить и на пару готовить. Уменьшить потребление сахара и соли. Ограничивать хлеб и сдобу, но не отказываться от них ни в коем случае, особенно, если это вкусные и любимые продукты.
Татьяна Октябрьская
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
"вроде" - опечатка
Екатерина Казаренко
на счет воды...в нашей школе фонтанчик всегда работал с чистой водой через фильтр из ГДР. пили в любое время.
Оксана OKSA 
думаю эти привычки рассосались сами по себе, не думаю, что они остались, раньше фрукты были дефицит, сейчас какие хочешь, трехразовое питание - это предприятия со столовыми, где так кормили, сейчас редко где столовую встретишь, все в обед бегают в ближайшее кафе и кушают что хотят, про воду не говорили, но думаю, каждый пил сколько ему было нужно, автоматы с водой были везде, раньше кроме консервов в магазине мал чего было, сейчас можно и готовую курицу купить и салат, так что... все ушло само по себе....
Татьяна Чукина 
Бредятина полная, даже коментировать не буду.
Лидия KLIR 
Даже лень комментировать этого недалёкого автора!!!
Гульнара Смирнова
Ну всё - набросились на автора! Он может просто пошутил - 1 апреля же было
Данил Арутюнов
В советском Ташкенте можно было поесть на каждому углу. Знакомые семьи, кто сделал реальную карьеру, любили обедать в рабочих столовках и народных чайханах.)))
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Плохие привычки, крадущие наше счастье: топ-5
Плохие привычки, крадущие наше счастье: топ-5
7
Сайт обо всём и для всех 16:11 17 апр 2024
Привычки, которые вас убивают
Привычки, которые вас убивают
30
Женский развлекательный и поучительный сайт. 18:13 09 фев 2020
8 вредных мимических привычек, которые вас старят, и как от них избавиться
8 вредных мимических привычек, которые вас старят, и как от них избавиться
12
Женский развлекательный и поучительный сайт. 19:25 11 янв 2021
12 ненужных привычек родом из СССР, от которых нужно поскорее избавляться
12 ненужных привычек родом из СССР, от которых нужно поскорее избавляться
23
Человек познаёт мир 12:30 19 ноя 2023
Крошечные привычки, которые ведут к феноменальным результатам
Крошечные привычки, которые ведут к феноменальным результатам
39
Женский развлекательный и поучительный сайт. 17:49 13 сен 2020
Привычки настоящей женщины, которую мужчины желают
Привычки настоящей женщины, которую мужчины желают
6
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 17:34 05 апр 2024
Привычки, которые портят нашу красоту
Привычки, которые портят нашу красоту
23
Женский развлекательный и поучительный сайт. 21:02 18 ноя 2020
Меняем финансовые привычки: 8 советов, чтобы стать богаче
Меняем финансовые привычки: 8 советов, чтобы стать богаче
67
Женский развлекательный и поучительный сайт. 21:46 19 мар 2021
Кулинарные привычки итальянцев, благодаря которым они каждый день едят дома как в лучших ресторанах
Кулинарные привычки итальянцев, благодаря которым они каждый день едят дома как в лучших ресторанах
9
Человек познаёт мир 09:13 26 фев 2023
Простой способ избавиться от пигментных пятен!
Простой способ избавиться от пигментных пятен!
31
Женский развлекательный и поучительный сайт. 21:45 15 апр 2018
Уникальные лайфхаки из СССР, до которых сегодня никто бы не додумался
Уникальные лайфхаки из СССР, до которых сегодня никто бы не додумался
9
Человек познаёт мир 20:30 25 авг 2023
Парфюмы с ароматами молока, словно прогулка в уютное и счастливое детство
Парфюмы с ароматами молока, словно прогулка в уютное и счастливое детство
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:09 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства