Особое добрососедское отношение и почитание, гербы, борьба и приручение могут в какой-то степени объяснить, почему именно медведь — символ России, а не какой-либо другой зверь.
Издавна на Руси медведя считали хозяином леса, его уважали, ему оставляли дары. А потом что-то пошло совсем по другому пути, так как косолапые стали участниками скоморошьих потех и боев. В это время даже сложилась традиция хождения с медведями по городам и селам, которая так шокировала иностранцев. Вероятно, тогда у них и сложилось представление, что в России сплошные медведи гуляют по улицам, работают, пьют водку в кабаках и на балалайке играют, приплясывая…
Родство
Русский человек издавна чувствовал некое душевное родство с медведем, считал его ровней себе. Да и соседние финно-угорские племена признавали в этом животном доброго царя леса. Они регулярно делали ритуальные приношения медведю, осваивали территорию без спешки, осторожно. Не вырубали леса и не строили городов.
А потом появился предприимчивый русский человек, который вел себя совсем по-другому. С его приходом заодно с язычеством взялись искоренять медведя как живой нехристианский символ. Но это еще совершенно не помогает понять, почему сегодня у нас медведь — символ России…
Геральдика
Медведи всегда занимали важное место в русской геральдике и народном творчестве. В «Титулярнике», рукописной книге 1672 года, иллюстрированной портретами монархов и эмблемами земель, можно найти три герба с медведями. Самый старый из них – Великого Новгорода, который появлялся на печати новгородского наместника в 1565 году. По указу Ивана Грозного центральное место на печати занимало изображение места (ступенчатого помоста, на котором восседал посадник). С одной стороны рядом с местом стоял медведь, с другой – рысь, а под ним – рыба. Животные по разные стороны от помоста символизировали стражей города. Потом на изображении стало две рыбы, а при первых Романовых рысь заменил собой второй медведь.
На ярославском гербе тоже изображен медведь, только там он стоит на задних лапах и держит на плече протазан (колющее оружие), который в XVIII веке заменила секира. В «Титулярнике» его называли «медведок стоячей».
Когда Ярослав Мудрый прибыл в эти земли вместе с духовенством, воинами и мастеровыми, язычники, которые поклонялись Велесу, выпустили из клетки зверя. Ярослав не оробел, а убил его секирой. На следующий день он основал там город.
Третий медвежий герб был в Перми. На нем изображен белый медведь с Евангелием, увенчанным крестом, на спине. Так показали процесс христианизации, которая проходила во времена Стефана Великопермского.
Приручение
Когда медведя перестали считать хозяином леса, его унизили тем, что сумели выдрессировать. Несколько веков по дорогам ходили скоморохи с ручными медведями, которые умели танцевать, кувыркаться, изображать барышень и пьяных парней, играть на балалайке, попрошайничать.
Иностранцев это зрелище слишком шокировало, так как они представить не могли, что такого зверя можно усмирить. Во времена правления Ивана Грозного в Москве на 100 человек приходилось по одному медведю. Ручные звери становились напарниками и приятелями. Конечно, их принуждали делать все перечисленное силой, дергая за губу, например.
Русский = медведь
С середины XVII века и ближе к XX веку русских людей на Западе всё чаще начали сравнивать с медведями. Почему так происходило, сказать сложно, можно объяснить явление лишь примерно. Первыми себя сравнивали с медведями еще варяжские дружины в Древней Руси. Самоназвание «русский медведь» появилось позднее, и было связано с тем, что по поверьям, человеку, победившему медведя в схватке, переходила его сила. А в России люди не только покорили медведей, но и смогли их приручить. Может быть, именно поэтому медведь теперь — символ России?
Комментарии (0)