Последним российским авиарейсом, на котором разрешалось курить, был рейс "Аэрофлота" SU527 Москва-Шанхай, 30 марта 2002 года. С тех пор покурить в самолете можно или "за деньги+административка", или на военном/грузовом рейсе (летал, видел не раз, знаю не по наслышке).
А еще 25 лет назад в самолетах курили на любых рейсах любых авиакомпаний в любой мира. А потом резко все изменилось. Невольно возникает вопрос: "Почему вдруг?"
Если задать этот опрос Гуглу, первыми высветятся ответы из разряда, во избежание пожара. Вполне допустимая и серьезная причина, если бы не одно НО. До введения запрета в мире не случилось НИ ОДНОЙ катастрофы из-за пожара по причине курения.
Конечно, лучше предупредить потенциальную катастрофу, чем вводить запреты после гибели людей, но любому человеку очевидно, что причина отнюдь не в этом, если на старте запрет был единодушно поддержан большинством авиакомпаний мира, и лишь затем стал общепринятым правилом в гражданской авиации.
На самом деле, причины глобального похода против курения на борту самолета три. Одну из них мы уже назвали - риск возгорания на борту. Правда, стоит оговориться, что риск возгорания никуда не делся, ведь даже несмотря на запреты и гигантские штрафы некоторые личности все же пытаются курить во время полета, а отдельные товарищи даже выпускают посты-инструкции, как обмануть датчики дыма и покурить в самолете.
Именно поэтому в каждом самолете, произведенном даже в прошлом месяце, вы найдете пепельницы во всех туалетах. Ведь если пепельниц не будет, наглые курильщики рано или поздно сожгут самолёт, выбросив окурок в урну, полную бумаги, и ....
Вторая причина - недовольство некурящих пассажиров. Как ни крути, но курили в самолете далеко не все и далеко не всем было по душе, что в самолете курили. Да, места для курильщиков были в задней части салона, чтобы дым не досаждал не курящим. Но в носовой части большинства самолетов расположен бизнес-класс и ... там всегда курили по полной программе. Так что и сидящим впереди приходилось "наслаждаться" табачным дымом.
Интересно, что когда курить в самолетах запретили, этот запрет поддержали и 38% курящих пассажиров. Об этом они сказали во время опросов. Причем в том же опросе 27% курильщиков сказали, что зачастую садились на места для некурящих, чтобы не курить в полете.
Есть и третья причина, которую называют чуть ли не основной, но не афишируемой. Экономия на топливе.
Дело в том, что во времена курения в салоне самолета практически беспрерывно проводилась полная рециркуляция воздуха, иначе пассажиры, включая и самих курильщиков, просто бы угорели. А когда ввели запрет на курение, полную рециркуляцию делают гораздо реже. А это экономия топлива. В масштабах одного рейса может и не значительная, а в масштабе деятельности авиакомпании, в течении года это может быть очень приличная сумма.
В СССР/России запрет на курения вводили с большим трудом и очень долго. Оно и понятно, советские, а позже российские граждане очень противились этому, так мужское население курило чуть ли не поголовно.
Заместитель министра гражданской авиации СССР Иван Васин рассказывал:
Указание о запрете курения на полётах продолжительностью до трёх часов я подписал в 1986 году. Курить можно было только после посадки судна. Почему? Потому что было очень много жалоб от пассажиров с детьми. Система кондиционирования не обеспечивала чистоту воздуха, и дети страдали от этого. Хоть раньше выделялись отдельные места для курящих, всё равно запах сигарет по всему салону проходил. С тех пор и было принято такое решение. И это было чисто гуманное решение, с безопасностью никак не связанное. На короткие рейсы приходилась тогда большая часть всех полётов, поэтому мы думали только о них, это не было заботой о курильщиках.
В новой российской истории многие авиакомпании, возникшие после развала СССР и дробления "Аэрофлота", возобновили разрешение на курение, но в течении 90-х годов постепенно возвращались к запрету.
Сам "Аэрофлот" курение на коротких рейсах запретил к 2000 году, с 1 июля 2001 года вступил в действие запрет курения на чартерных курортных рейсах продолжительностью до 4 часов, а с 15 ноября 2001 года - на 93 дальнемагистральных рейсах (курение разрешали только на самых продолжительных, типа Нью-Йорка, Шанхая, Петропавловска-Камчатского, Токио).
С 30 марта 2002 году курить стало нельзя на абсолютно всех рейсах...
Комментарии (0)