Жёны осуждённых на каторгу за мятеж 14 декабря 1825 года уже почти два столетия считаются у нас героинями. Образами идеальной женщины. Способной на верность, любовь и, самое главное, самопожертвование. Как это: оставить обеспеченную светскую жизнь и поехать за заключёнными мужьями на край света, в суровую Сибирь, не чая вообще вернуться оттуда…
При этом оставляли они не только светскую жизнь и родной дом, но и часто - своих детей.
Именно этот момент – как декабристки оставляли своих маленьких детей, чтобы ехать за мужьями – так для меня до конца и непонятен. Тем более историками он проговаривается как-то невнятно, как будто нечто несущественное.
Хотя при выборе – мужчина или ребенок – женщина всегда выбирает, и по-другому вроде бы и быть не может, конечно, ребенка. Я имею в виду – нормальная женщина.
… Мария Волконская приехала в Нерчинский острог одной из первых. Ещё по дороге от неё власти потребовали подписать особый документ, по которому она отрекалась от дворянских привилегий и становилась женой ссыльно-каторжного с особым статусом. Этот статус включал отказ от ценного имущества и – главное – от крепостных.
Да, многие жёны декабристов ехали в Сибирь со своими крепостными. Но по приезду туда крепостные таких господ делались свободными! Однако, кто хотел, конечно, тому не запрещали служить своим бывшим хозяевам в качестве вольных слуг.
В Петербурге Волконская оставила на попечение свекрови (давшей ей денег на всю дорогу до Иркутска) своего годовалого сына.
Это распространённое заблуждение, что власти не пускали жён декабристов к мужьям вместе с детьми. Нет, пускали! Просто считалось, что тяготы длинного пути непосильны для младенцев, и матери сами оставляли их. Вот что Мария Волконская писала мужу: «К несчастью для себя я вижу хорошо, что буду всегда разлучена с одним из вас двоих; я не смогу рисковать жизнью моего ребёнка, возя его повсюду с собой».
Да и для самих жён декабристов условия проживания в Восточной Сибири виделись из Санкт-Петербурга слишком суровыми. По приезду в Иркутск, их встречал восточносибирский генерал-губернатор, который всегда уговаривал женщин вернуться назад, в европейскую Россию. Только получая решительный отказ, чиновник, наконец, давал подписать означенную выше бумагу. Депортировать женщин он не имел права, поскольку приезд был разрешён самим императором.
На самом же деле, условия содержания не были столь уж несносными. Несмотря на подконтрольность свиданий, большинство декабристов и их петербургских жён продолжили в Забайкалье свой род. Так было и с Волконскими. Их родившийся на Петровском Заводе сын Михаил смотрит на нас с картины Репина «Заседание Государственного Совета».
Он унаследовал княжеский род: несмотря на лишение потомства ссыльно-каторжных всех прав состояния, последние были возвращены им по амнистии императором Александром II. Конечно, ни о какой революции этот вельможа уже не думал.
Довелось побывать в Иркутске в Доме Волконских. Знаете, показалось, что только климат они поменяли. Ни так уж суровы были условия их жизни - дом с анфиладами, светское сибирское общество, высший свет, богатство, балы и обеды. Мария Волконская даже рояль с собой из Петербурга привезла.
А вот маленький сын, которого она оставила в Петербурге, скоро умер.
Сходной была судьба прочих семей декабристов, чьи жёны решились последовать за своими мужьями. Наталья Фонвизина оставила двух маленьких сыновей у матери. Анна Розен поручила сестре сына (он стал гвардейским штаб-ротмистром). Екатерине Трубецкой было проще всего – детей у неё не было. Зато в ссылке у них родилось с мужем семеро!
Александра Муравьёва оставила у своей свекрови троих детей. Но ещё трое родились в сибирском остроге. Свекровь, кстати, щедро оплачивала ей содержание в ссылке. И вообще, материальная помощь богатых родственников позволяли большинству таких ссыльно-каторжных вести «во глубине сибирских руд» безбедный образ жизни (не считая климата, одинакового и для них, и для «тюремщиков»).
Довелось слышать от некоторых женщин двадцать первого века, что с «высоты лет» они не понимают тех женщин девятнадцатого века. Что они «променяли будущее своих детей на мужские портки». Звучит грубовато.
Но с точки зрения здравого смысла… У вас маленькие дети, их поездка в Сибирь вместе с вами может быть для них смертельна, поэтому хочешь – не хочешь, но у вас возникает выбор – мужчина или ребенок.
Или то, что они были венчаны со своими мужьями – это по законам Божьим было превыше всего?
Или то, что 19-й век – это точно не 21-й, и у дворян было совершенно другое отношение к детям? Говорят ведь, что они очень холодно относились к ним, сразу после рождения отдавали их на руки кормилицам и нянькам. И дети очень часто любили именно этих самых нянек - будучи равнодушными к папеньке с маменькой, с которыми виделись по утрам и вечерам (Доброе утро, маменька, поцелуй руки, ступай, друг мой в сад, играй и т.д. Вот и вся любовь).
Или все дело в том количество детей, какое было в 19-м веке? Сколько бы там не говорили о том, что какой пальчик не отрежь, всё равно больно... Когда их с десяток, - детей - как на селе, а жрать нечего, какая там любовь....
Крестьянка - та вообще, громко причитая по умершему ребёнку (как положено), в душе порой радовалась - одним ртом меньше.
Это сейчас все лучшее - детям. А тогда ребёнок вообще не считался полноценным человеком.
При переборке устаревших запасов в погребах барыня совсем тухлое отправляло в людскую, ну, а с зеленцой, подванивавшее, определяла детям.
"Косточку" Толстого помните? Вам сегодня придёт в голову пересчитывать перед подачей на стол сливы, абрикосы? А потом снова посчитать, чтобы уличить "вора"?
А знаменитые порки детей ("Детство Тёмы" и т.д.)?
В Павловском институте Петербурга девочки косяком мёрли от туберкулёза. Вы думаете, сообщали родителям, что их дочери больны, что нужно срочно их забирать домой и лечить? Ну, умерла и умерла очередная. Приехали родители. Вроде как горевали. Но ни словом не обмолвились - вы что же, кровопийцы, угробили ребёнка?
Или, может быть, все дело в другом? В обесцененным ныне браке между мужчиной и женщиной?
Что думаете вы, уважаемые женщины? Как бы на месте декабристок со всеми законами и устоями того времени поступили бы вы? Хочется услышать ваше мнение.
Спасибо за проявленный интерес к статье. Благодарю за лайки!
Комментарии (40)