Мы создаём контент, в который влюбляются миллионы и стараемся делать жизнь лучше, ярче и добрее. Присоединяйтесь!

Почему жены декабристов бросали детей, чтобы поехать за мужьями

Жёны осуждённых на каторгу за мятеж 14 декабря 1825 года уже почти два столетия считаются у нас героинями. Образами идеальной женщины. Способной на верность, любовь и, самое главное, самопожертвование. Как это: оставить обеспеченную светскую жизнь и поехать за заключёнными мужьями на край света, в суровую Сибирь, не чая вообще вернуться оттуда…

При этом оставляли они не только светскую жизнь и родной дом, но и часто - своих детей.

Именно этот момент – как декабристки оставляли своих маленьких детей, чтобы ехать за мужьями – так для меня до конца и непонятен. Тем более историками он проговаривается как-то невнятно, как будто нечто несущественное.

Хотя при выборе – мужчина или ребенок – женщина всегда выбирает, и по-другому вроде бы и быть не может, конечно, ребенка. Я имею в виду – нормальная женщина.

… Мария Волконская приехала в Нерчинский острог одной из первых. Ещё по дороге от неё власти потребовали подписать особый документ, по которому она отрекалась от дворянских привилегий и становилась женой ссыльно-каторжного с особым статусом. Этот статус включал отказ от ценного имущества и – главное – от крепостных.

Да, многие жёны декабристов ехали в Сибирь со своими крепостными. Но по приезду туда крепостные таких господ делались свободными! Однако, кто хотел, конечно, тому не запрещали служить своим бывшим хозяевам в качестве вольных слуг.

В Петербурге Волконская оставила на попечение свекрови (давшей ей денег на всю дорогу до Иркутска) своего годовалого сына.

Это распространённое заблуждение, что власти не пускали жён декабристов к мужьям вместе с детьми. Нет, пускали! Просто считалось, что тяготы длинного пути непосильны для младенцев, и матери сами оставляли их. Вот что Мария Волконская писала мужу: «К несчастью для себя я вижу хорошо, что буду всегда разлучена с одним из вас двоих; я не смогу рисковать жизнью моего ребёнка, возя его повсюду с собой».

Да и для самих жён декабристов условия проживания в Восточной Сибири виделись из Санкт-Петербурга слишком суровыми. По приезду в Иркутск,  их встречал восточносибирский генерал-губернатор, который всегда уговаривал женщин вернуться назад, в европейскую Россию. Только получая решительный отказ, чиновник, наконец, давал подписать означенную выше бумагу. Депортировать женщин он не имел права, поскольку приезд был разрешён самим императором.

На самом же деле, условия содержания не были столь уж несносными. Несмотря на подконтрольность свиданий, большинство декабристов и их петербургских жён продолжили в Забайкалье свой род. Так было и с Волконскими. Их родившийся на Петровском Заводе сын Михаил смотрит на нас с картины Репина «Заседание Государственного Совета».

Он унаследовал княжеский род: несмотря на лишение потомства ссыльно-каторжных всех прав состояния, последние были возвращены им по амнистии императором Александром II. Конечно, ни о какой революции этот вельможа уже не думал.

Довелось побывать в Иркутске в Доме Волконских. Знаете, показалось, что только климат они поменяли. Ни так уж суровы были условия их жизни - дом с анфиладами, светское сибирское общество, высший свет, богатство, балы и обеды. Мария Волконская даже рояль с собой из Петербурга привезла.

А вот маленький сын, которого она оставила в Петербурге, скоро умер.

Сходной была судьба прочих семей декабристов, чьи жёны решились последовать за своими мужьями. Наталья Фонвизина оставила двух маленьких сыновей у матери. Анна Розен поручила сестре сына (он стал гвардейским штаб-ротмистром). Екатерине Трубецкой было проще всего – детей у неё не было. Зато в ссылке у них родилось с мужем семеро!

Александра Муравьёва оставила у своей свекрови троих детей. Но ещё трое родились в сибирском остроге. Свекровь, кстати, щедро оплачивала ей содержание в ссылке. И вообще, материальная помощь богатых родственников позволяли большинству таких ссыльно-каторжных вести «во глубине сибирских руд» безбедный образ жизни (не считая климата, одинакового и для них, и для «тюремщиков»).

Довелось слышать от некоторых женщин двадцать первого века, что с «высоты лет» они не понимают тех женщин девятнадцатого века. Что они «променяли будущее своих детей на мужские портки». Звучит грубовато.

Но с точки зрения здравого смысла… У вас маленькие дети, их поездка в Сибирь вместе с вами может быть для них смертельна, поэтому хочешь – не хочешь, но у вас возникает выбор – мужчина или ребенок.

Или то, что они были венчаны со своими мужьями – это по законам Божьим было превыше всего?

Или то, что 19-й век – это точно не 21-й, и у дворян было совершенно другое отношение к детям? Говорят ведь, что они очень холодно относились к ним, сразу после рождения отдавали их на руки кормилицам и нянькам. И дети очень часто любили именно этих самых нянек - будучи равнодушными к папеньке с маменькой, с которыми виделись по утрам и вечерам (Доброе утро, маменька, поцелуй руки, ступай, друг мой в сад, играй и т.д. Вот и вся любовь).

Или все дело в том количество детей, какое было в 19-м веке? Сколько бы там не говорили о том, что какой пальчик не отрежь, всё равно больно... Когда их с десяток, - детей - как на селе, а жрать нечего, какая там любовь.... 

Крестьянка - та вообще, громко причитая по умершему ребёнку (как положено), в душе порой радовалась - одним ртом меньше.

Это сейчас все лучшее - детям. А тогда ребёнок вообще не считался полноценным человеком.

При переборке устаревших запасов в погребах барыня совсем тухлое отправляло в людскую, ну, а с зеленцой, подванивавшее, определяла детям.

"Косточку" Толстого помните? Вам сегодня придёт в голову пересчитывать перед подачей на стол сливы, абрикосы? А потом снова посчитать, чтобы уличить "вора"?

А знаменитые порки детей ("Детство Тёмы" и т.д.)?

В Павловском институте Петербурга девочки косяком мёрли от туберкулёза. Вы думаете, сообщали родителям, что их дочери больны, что нужно срочно их забирать домой и лечить? Ну, умерла и умерла очередная. Приехали родители. Вроде как горевали. Но ни словом не обмолвились - вы что же, кровопийцы, угробили ребёнка?

Или, может быть, все дело в другом? В обесцененным ныне браке между мужчиной и женщиной?

Что думаете вы, уважаемые женщины? Как бы на месте декабристок со всеми законами и устоями того времени поступили бы вы? Хочется услышать ваше мнение.

Спасибо за проявленный интерес к статье. Благодарю за лайки!  Подписывайтесь, делитесь!


Источник: Почему жены декабристов бросали детей, чтобы поехать за мужьями
Автор:
Теги: Восстание декабристов история Политика декабрист жена Муж Почему ребенок

Комментарии (40)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Марина Ростова
Хм... не знаю, как в то время, но я в наше время именно так и поступила - уехала с 3-х летней дочкой за мужем в Сибирь, и затянулась эта ссылка почти на 3 года... Это было в конце 80-х. Подруги тогда и прозвали меня "декабристкой"))) Мужа забрали в армию лейтенантом, мы жили тогда в Ростове-на-Дону у моей мамы. Через 3 месяца я не выдержала, взяла ребёнка и билет на самолёт до Красноярска... Зато оттуда нас перевели в Ялту, где я и живу по сей день...
Ригель Любовь
В 80х молодых офицеров отправляли в Тынду на БАМ, а жены их, также окончившие институт, ехали с ними,жили в деревянных избушках, большинство без работы, топили печки, ходили за ягодами грибами. Да, не графини, но "самопожертвованием" не считали, несли службу с мужьями и все!
Соня Эриксон 
Любовь Р. я что-то не увидела связи
Елена Михайлова 
Господи что за поветрие в интернете?! То одно время героев-декабристов поливали грязью! Теперь жен-декабристов измазать надо (типа- плохие матери)Не бросали они своих детей а оставляли на обеспеченных и любящих родственников А специально для Мамонтовой Людмилы: если бы они не поехали с мужьями, то царь обеспечивали и светский развод и церковный ( так что никакими соломенными вдовами они не были бы) Ну почему людям так хочется измазать и принизить других женщин?! самоутвердиться за их счет?!
Алёна Морозова
Ни при каких обстоятельствах не отказалась бы от ребенка, поэтому даже рассуждать на эту тему не буду. Кукушки,обеспечившие себе место в истории случайным обывательским мнением!Подвиг,это Женщины во время и после войны,воспитавшие своих и чужих детей без мужей!!!
Светлана Рябикина 
Пошлая, на мой взгляд, статейка. Автор постоянно дает оценочные суждения, делая акцент на достаток семей. Право, неприятно. Читается женская неудовлетворенность. Согласна с мнением о том, что женщины не бросали детей. а оставляли на попечение родственникам, ограждая от лишений и обеспечивая привычный уклад. Убеждена, что жены декабристов - символ самопожертвования.
Naila Ishmuratova 
Устроившись ,они могли забрать детей к себе. Но ,видимо,видели ,что в Питере они нормально живут.
Светлана Рябикина 
Женщина не только мать, это только одна из ее ипостасей. Женщина - это, во-первых, женщина (со всеми своими желаниями, потребностями), во-вторых, жена (подруга, любимая), в третьих, дочь (внучка), в-четвертых профессионал своего дела (карьера, саморазвитие). Считаю,что зацикленные на материнстве женщины лишены всех прелестей жизни. Закидайте меня камнями, мне 51 год, у меня две успешные дочери, с которыми взаимные любовь, уважение и понимание.
Светлана Рябикина 
Да, и 33 года в счастливом браке
Naila Ishmuratova 
Но Вы же их не оставили ,здесь вот о чем разговор. Вы вместе с ним росли
Ирина Алпатова
Я полагаю, что для женщин, которые последовали за своими мужьями - ссыльными каторжанами в Сибирь, - это был непростой выбор. Я уважаю в других людях их осознанный выбор, даже если этот их выбор никогда не стал бы моим выбором. Я никогда не оставляла своих детей. И не хотела их оставлять: я не хотела "посиделок с подругами в формате без детей", я не хотела "поехать отдохнуть без детей". Это - мой выбор. Декабристки своих детей не бросили (без еды, одежды, участия взрослых людей в судьбах этих детей, без любви и заботы), но они нашли для себя возможным прожить свои жизни без участия своего в жизни своих детей. Не мой выбор. Но не осуждаю.
Инга Федякина 
Почему без детей? Я думаю, что они их спасали таким образом. Что ожидало этих детей в Сибири? Трудные (непривычные) условия жизни, поражение в правах (титулы, крепостные, возможность получить хорошее образование...) Они приравнивались к обычным дворовым детям. Да, потом им вернули все права, но это случилось много позже. Могли ведь и не вернуть.
А что касается самих женщин, то венчание тогда не было пустым звуком, они чувствовали свой долг перед мужем.
Таточка Фадеева
Инга, Вы написали именно то, что я хотела сказать. Вы правы на все сто!
Александр Скориков
Надо критически проанализировать личности декабристов в первую очередь. Кто эти люди, пытавшиеся путем заговора разрушить государственный строй России и какие цели они ставили перед собой? Герои войны - да, хотели большей личной свободы и власти - да. Но думали они о том, что их переворот мог привести великую империю к гражданской войне и разрухе - нет! Их жены ехали в Сибирь не рудники копать, а жить в условиях, приближенных к столичным. Но главная причина в том, что свет закрыл двери перед ними, они стали изгоями. С детьми или без им не было места в высшем обществе России. А император Николай обеспечил России 30 лет стабильного развития.
Ирина
Нам сейчас очень сложно судить людей того времени. Я была в музее декабристов в Ялуторовске. Нам такую интересную экскурсию провели! Много рассказывали о бытовых условиях. Интересные факты. Ведь сослали в глубинку одних из самых титулованных и образованных молодых людей того времени, одно слово комильфо! А жен поехало не так уж и много. И ни что человеческое было не чуждо ссыльным! Много купеческих дочек теряли голову и не только голову от таких господ!
Катя Плетнёва
Не собираюсь осуждать их, и не советую никому - мы в их шкуре не были. Другое время, другое отношение к детям, другое сознание, другое воспитание. Значит им было это важно. Каждый поступает по своему разумению. В конце концов, судьба у каждого своя - и у них, и у их детей. Кому что было на роду написано. Нет ни минусов ни плюсов ни в чём, есть решения и их последствия. И всё.
Софья Попова
Поживите в тех временах и сразу поймёте этих женщин. Мы - поколение айфона и фейсбука - легко можем их оплёвывать со своей колокольни.
Ольга Корчажкина
Юлия Яхина, не дружите вы с русским языком: «не» и «ни» путаете, «по приезде», а не «по приезду»....
Ангелина
Ольга, Юлия Яхина не пишет эти статьи. Все статьи на этом сайте - это перепосты с других сайтов. Внизу каждой статьи есть ссылки (зеленым цветом) на сайт, откуда взята данная статья. Другое дело, что неплохо было бы корректировать ошибки при перепосте, но, видимо, им не до этого ))
Мамонтова Людмила
Не знаю... Мне кажется, что женщины думали, прежде всего, о себе. Если бы они остались дома, с детьми, то в обществе они уже никто - соломенные вдовы. Не разведённая, не вдова... А так и при муже, и жизнь не особо поменялась, они же не в землянках жили, судя по фотографиям. Да и детей наклепали, кто хотел и мог.
Мой муж после института поехал на БАМ по распределению (зарабатывать себе политический капитал, как он сказал). Я осталась с полуторагодовалой дочкой дома. Через год ему это надоело, запросился назад. Мне пришлось писать в вышестоящую организацию просьбу об откреплении. Вернулся, устроился в милицию, в ОБХСС. И через полгода ушёл к другой женщине. Погоревала, но недолго. Уже видела, что не будет нормальной семейной жизни (в моём понимании). Всё внимание и любовь отдавала дочке, работала, как одержимая, но заработала себе и квартиру, и репутацию, и должность. Через 10 лет снова вышла замуж. Уже с открытыми глазами. И 28 лет семейной жизни, трое детей, четверо внуков...
Ни капельки не жалею. Не мой это был мужчина. Единственное - благодарна ему за дочь.
Инга Федякина 
А каким боком здесь декабристки? )))
Мамонтова Людмила
Перечитайте первые четыре строчки коммента.
Людмила Шиянова 
Может, эти строчки ещё и наизусть выучить?..
Nina69
Для этих женщин клятва верности у алтаря не была пустыми словами. Легко быть рядом в радости и достатке, но останется с человеком, когда он в горе? Правы были декабристы или нет - решает история, а жены слушали сердце. Как написал поэт: "Да здравствуют нежные девы и юные жёны, любившие нас"
snejjana88mailru
По законам церковным (а ведь все эти супружеские пары были венчаны) верховенство в доме целиком и полностью остаётся за мужчиной.
Камышева Марина
Меня тоже в школьном детстве озадачил этот момент, когда поэму "Русские женщины" читала. И ещё, параллельно, какую-то публикацию в "Крестьянке" о декабристках. Там Волконская со слезами на глазах прощается с маленьким сыном, а мне непонятно: почему она с ребёнком-то не поехала? Должно быть, не очень представляю себе трудности пути до Сибири в те времена.
simon lebedinskiy
Неприятно читать анонимные статьи.Указывайте реальных авторов,чтоб мы отличали серьёзныхи грамотных от не очень...
Ангелина
simon lebedinskiy, если Вам это столь важно, то в каждой статье есть ссылки на оригинал. Правда, это не всегда оригинал оказывается, а тоже перепост, да и имена авторов не на всех сайтах указываются
Валентина Меновщикова 
В наши дни тоже бывают женщины, которые детей на половой член меняют
Светлана Рябикина 
Муж и член для Вас одно и то же? Не слишком примитивно?
Татьяна Мельник
Уехали в Сибирь за мужьями те, кто по-настоящему любил, кто был предан до конца и не боялся разделить судьбу мужа... Это мое мнение... а за любовь и преданность не судят...Что касается оставленных в столице детей, то мне кажется, что это был совместный выбор всей семьи высланных, в первую очередь - родителей...
simon lebedinskiy
...серьёзных и грамотных
Людмила Кленина 
Я согласна. Женщины оставляли детей на попечение своих родственников. А вот сами декабристы, уезжая из Сибири на Кавказ на войну или возвращаясь назад домой, часто забывали своих гражданских жен и оставляли своих детей, Правда ли это?
Gesine Tschatter
Одно дело ехать барыней - таковой и остаться, а другое дело - самой дрова колоть, печку топить, на детей пропитание искать. Вранье это все про подвиг декабристок - приехали белоручками-барынями, заставляли простой люд на них горбатиться, и уехали барынями.
Виктор Гулевич
Я удивлен и поражен,
Что, изучив книжонок с триста,
Про декабристских знаем жен,
Но кто такие декабристы?
Виктор Гулевич
Я удивлен и поражен,
Что, изучив книжонок с триста,
Про декабристских знаем жен,
Но кто такие декабристы?
Ирина Сенкевич
И кто это пишет осуждающие строки в адрес Женщин, чье воспитание и окружение даже в первом приближении не знакомо нам?!... Что вы сами знаете об условиях жизни в Забайкалье? Я знаю, жила: летом +40 зимой до -50! А ветра, которые напрочь с ног сбивают? Когда по военному городку с балконов шкафы и тумбы летели... Когда из-за порванных электропроводов зимой мы три дня без света и, соответственно, электроплит детей накормить не могли, а почти ползком добирались до бурятского поселка, чтобы на печках горячую воду накипятить и в термосы залить, а дома на сухом спирте какую-нибудь кашку им сварить... И это - в 1980 году!!!
Что могли знать о Сибире и условиях жизни там эти удивительные Женщины, которые ехали туда с уверенностью, что станут практически КРЕСТЬЯНКАМИ! Они своим оставленным детям гарантированно подарили жизнь в неге и заботе ближайших родственников, а сами ехали НА ЛИШЕНИЯ... Это уже потом, через время им уже стали приходить "посылки" - обозы с мебелью, книгами, музыкальными инструментами. И они очень много сделали для развития культуры этого края. Там и дома-то нормальные появились благодаря декабристам, а то всё избы стояли.
В Чите очень бережно чтят память этих Женщин, их именами называли девочек, есть и улица Дворянская ...
Лариса Микерова 
Надо писать «по приезде», а не «по приезду» посмотрите словарь правописания
Гульнара Абдюшева
Да мужа скорей всего больше любили
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему жены не хотят своих мужей?
Почему жены не хотят своих мужей?
42
Живи правильно 10:00 14 апр 2016
6 причин, по которым жены остаются с мужьями, которые им изменяют
6 причин, по которым жены остаются с мужьями, которые им изменяют
63
Человек познаёт мир 14:36 01 июл 2021
5 актрис со своими молодыми мужьями: «Как мамочка с сыночком!»
5 актрис со своими молодыми мужьями: «Как мамочка с сыночком!»
22
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 22:25 13 июн 2021
Где знакомятся с будущими мужьями после 30
Где знакомятся с будущими мужьями после 30
64
Женский развлекательный и поучительный сайт. 20:05 22 ноя 2020
Почему богатые матери не кормили детей сами, и куда кормилицы девали своих малышей
Почему богатые матери не кормили детей сами, и куда кормилицы девали своих малышей
19
Человек познаёт мир 14:30 10 фев 2023
Почему у мужчины в 35 лет нет ни жены ни детей, а борщ варит мама?
Почему у мужчины в 35 лет нет ни жены ни детей, а борщ варит мама?
209
Здесь только хорошие новости! 08:50 01 сен 2019
13 правил хорошей жены, которым следовали домохозяйки 50-х годов
13 правил хорошей жены, которым следовали домохозяйки 50-х годов
47
Человек познаёт мир 13:30 14 авг 2023
Почему мужчин, которые бросили детей, никто не упрекает?
Почему мужчин, которые бросили детей, никто не упрекает?
4
Сайт обо всём и для всех 00:05 02 янв 2024
Почему же он не женится?
Почему же он не женится?
51
Женский развлекательный и поучительный сайт. 11:35 08 май 2020
Почему распались 2 брака певицы Зары с влиятельными мужьями
Почему распались 2 брака певицы Зары с влиятельными мужьями
0
Интересный мир 22:31 11 сен 2023
Почему измена вызывает в нас чувство вины?
Почему измена вызывает в нас чувство вины?
21
Женский развлекательный и поучительный сайт. 21:03 11 окт 2021
Вещи в доме, которые крадут ваше здоровье
Вещи в доме, которые крадут ваше здоровье
0
Человек познаёт мир 08:32 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства