Что можно сказать о японцах как людях? Опрятные, дисциплинированные, трудолюбивые и не чуждые коллективизма. Это близко к истине, являясь характерной чертой этих людей. Это всё закладывается с раннего детства через определённую систему и особенности воспитания.
Первой особенностью является то, что этим до первого класса школы (6 лет) обычно занимается мама. Отец если и участвует, то, как говорится, «редко, но метко» — на выходных. В будние дни папа пропадает на работе и он уставший, поэтому его не трогают. Является нонсенсом ситуацию, чтобы японского папу жена «пилила» за то, что он не занимается воспитанием ребёнка, потому что это задача женщины.
Конечно, есть и исключения из этого правила, но таков общественный стереотип, к которому стремится большинство японцев.
Типичная японская семья. Источник lucky-child.com
Также является особенным и то, как именно японские мамы занимаются со своими детьми. Во-первых, она всё время находится с ребёнком — как говорят, максимум на расстоянии вытянутой руки. Японки и правда предпочитают много носить детей на руках и поддерживать тесный физический контакт. Спать вместе с ребёнком? Почему бы и нет. Прогулка? Мама держит ребёнка за руку. Играться, возиться в песочнице, рисовать — всё с мамой. Также в Японии не принято «сплавлять» ребёнка бабушкам и дедушкам, а няни не очень востребованы.
Про такую особенность близких отношений японской мамы и ребёнка много рассуждали и писали. В целом, это воспринимают довольно позитивно, так как создаётся прочная эмоциональная связь, что очень важно для психического развития маленького ребёнка, ведь для него любовь мамы это самая большая ценность, и он её получает сполна.
Вот такой вот милая и приятная связь мамы и её ребёнка. Источник miuki.info
Во-вторых, само отношение японцев к детям тоже уникально, они считают их настоящим подарком богов, что в том числе, что выражается в более снисходительном к ним отношении. До 6 лет (первого класса школы) родители очень многое разрешают ребёнку. Шалить, капризничать, пакостить — никакого жёсткого наказания. Конечно, без ухода в крайности, но мягче, чем это делали бы нас.
Наказания для детей всё же есть. Например, отлучить на некоторое время ребёнка от общения с мамой — так как их связь крепка, то этот временный разрыв для ребёнка будет очень неприятен. После такого наказания он начнёт всячески стараться не огорчать маму в дальнейшем. Тут как раз проявляется важная особенность азиатских народов — коллективизм. Быть индивидуалистом, самому по себе, и уж тем более отлучённому от общества изгоем, у азиатов считается за недостаток.
Это всё до шести лет. А потом у японского первоклашки начинаются по-настоящему суровые будни. Появляются запреты и чёткие правила — школьные порядки в Японии строги и регламентированы, а учитель это непререкаемый авторитет. Ни о каком равном положении учителя и ученика речи даже не идёт, только подчинение и никак иначе. Родители это всячески поддерживают, а со школой не спорят. Также ребёнку продолжают объяснять, что он неотделимая часть общества и коллектива других людей, поэтому никакого эгоизма и показного индивидуализма. Да, в отличие от наших школ, в Японии они участвуют в воспитании, помогая в этом деле родителям.
Принцесса Айко (вторая справа), дочь нынешнего императора Японии, вместе с другими школьницами выступает на спортивном фестивале. Источник reuters.com
Такие резкие перемены в жизни для впервые пошедшего в школу ребёнка это стресс, но так принято делать в Японии. Конечно, у коллективного подхода к воспитанию есть свои минусы. В японском обществе есть изгои, которые не смогли в него вписаться и стали «лишними людьми». Но если смотреть на картину в целом, то общество Японии довольно крепко и монолитно, и там такой подход к воспитанию у них хорошо работает.
А теперь вопрос — если так в Японии всё так хорошо с воспитанием, то почему бы нам это не перенять?
Стоит помнить, что японское общество это сформировавшаяся за века система правил и принципов, по которым живут все жители страны. И если до первого класса школы мама не отходит от ребёнка ни на шаг и носит его на руках, то так поступают в подавляющем большинстве японских семей. Когда ребёнка отдают в школу и приучают к правилам и дисциплине, а учитель просто царь, бог и непререкаемый авторитет, то с таким положением вещей согласны подавляющее большинство японцев.
А что у нас? Будет ли, имеет ли возможность и хочет ли вообще наша мама не отходить ни на шаг от ребёнка до первого класса школы, не отвлекаясь на телефон и общение с подружками? Будет ли наше общество более снисходительно относиться к капризам маленьких детей? Имеет ли наша школа возможность воспитывать детей в строгости и порядке, а сам наш учитель уважаем и почитаем? На все вопросы ответ будет «нет».
У японских школьников нет никаких вызывающих причёсок, пирсинга, украшений и татуировок — запрещено правилами школ. Источник vokrugplanetu.ru
Если попытаться перенять японские принципы воспитания в отрыве от всей системы общества и его правил, то получится неприятная картина — эгоистичные и невоспитанные дети, которые считают себя центром Вселенной. Если в Японии школы приучают детей к коллективизму и порядку, то если у нас воспитанием не будут заниматься родители, то никто их уже не заменит.
Наша школа, в отличие от японской, не имеет права и возможности воспитывать учеников, а если всё-таки она занимает определённую позицию по этому поводу, то на горизонте появляется полиция, прокуратура и
Сами японские принципы воспитания, пусть и не без недостатков, дают хороший результат, но сейчас применять их могут только Японии. У нас пока такое повторить невозможно. А жаль, уважение японцев к учителям и их требования к внешнему виду школьников я полностью поддерживаю, да и в тесном общении мам и их детей тоже нет ничего плохого.
Комментарии (0)