Все помнят, как мы заказали у французов строительство двух вертолетоносцев «Мистраль», а они потом нам отказали, вернув миллиард евро.
По требованию наших военных во французский проект тогда вносились кое-какие доработки. В частности, был изменен состав сплавов для корпуса «Мистралей», что позволило бы использовать их в ледовой обстановке. Так же были увеличены объемы внутренних доков для швартовки больших вертолетов типа Ка-52К.
Закупка «Мистралей» объяснялась планами оснастить ВМФ РФ универсальными десантными кораблями, способными обеспечить долговременное присутствие российских военных в отдаленных регионах планеты и дать флоту полноценные корабли управления.
Возможности «Мистралей» действительно впечатляют: они рассчитаны на автономное плавание в течение месяца, способны принять на борт до 500 морских пехотинцев, а также 16 средних или 30 легких вертолетов.
И в сделке по «Мистралям» эксперты усматривали тогда не только российский интерес. Они считали, что президент Николя Саркози использовал соглашение по вертолетоносцам как приманку для налаживания долгосрочных и взаимовыгодных деловых отношений между Парижем и Москвой.
В узком смысле - Саркози зондировал рынок, на котором могли быть реализованы интересы французского бизнеса.
Но случилось то, что случилось – и в 2016-м году корабли были проданы Египту.
После неудачной попытки приобрести вертолетоносцы для российского ВМФ отечественные эксперты стали задаваться вопросом: «А так ли необходимы нам были эти «"Мистрали"?»
Военные отвечали на него утвердительно, ссылаясь на имевшийся положительный опыт использования в советское время двух противолодочных крейсеров типа «Москва», способных принимать на своем борту авианесущую группу, в которую входили 14 вертолетов Ка-25. Тогда, в 1960-е годы СССР мог самостоятельно производить вертолетонесущие корабли, однако сегодня, по мнению многих экспертов, собственными силами сложно на качественно высоком уровне выполнить колоссальный объем работ, требующийся для спуска на воду корабля класса «Мистраля».
В пользу Франции говорят современное оборудование и модернизированные верфи, на которых работают французские судостроители. При строительстве «Мистралей» был применен ряд новаторских технических решений, незнакомых отечественной оборонке: в первую очередь речь о винторулевых колонках, заметно улучшающих маневренность судна, а также о современных системах управления, навигации и связи.
Для России, желавшей приобрести образец последних достижений в области боевой электроники, принципиальным был вопрос французской начинки «Мистралей». Заместитель министра обороны РФ генерал Николай Макаров в интервью телекомпании «Russia Today» в свое время заявил, что в России судов такого класса нет, а существующие десантные корабли не только уступают в габаритах «Мистралям, но и потребляют больше топлива.
Кроме того, по словам Макарова, «Мистраль» — это еще и многофункциональное судно: вертолетоносец, плавучий госпиталь, десантный, штабной и просто вместительный транспортный корабль, способный в кратчайшие сроки перестраиваться под нужные функции.
«В составе ВМФ «Мистраль» сможет заниматься транспортировкой людей и грузов, борьбой с подводными лодками, а также спасением людей при чрезвычайных ситуациях», – отмечал генерал.
Где же могли быть использованы «Мистрали» российским ВМФ? Пожалуй, вертолетоносцы в силу своей многофункциональности могли бы быть полезными в Сирии.
А через 10-20 лет вполне может встать вопрос защиты национальных интересов страны уже в удаленных от ее побережья районах, требующих долгосрочного военного присутствия для предотвращения или прекращения локальных конфликтов. В таких ситуациях экспедиционная группа универсальных десантных кораблей всегда становится незаменимым инструментом.
Но есть и скептики. Так, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок обращает внимание на существование одной пока нерешаемой проблемы.
Речь о сопровождении «Мистралей». Для прикрытия большого десантного корабля, по его словам, нужен эскорт – как минимум крейсер, два эсминца и авианосец. Так вот все дело в том, что последнего у России - нет.
Единственный на вооружении российского ВМФ тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» функции полноценного авианосца выполнить не сможет. Без необходимой боевой поддержки «Мистраль» обречен превратиться в большую мишень.
Несмотря на то, что «Мистрали» уже эксплуатируются египетскими ВМС, Россия все еще может извлечь из них пользу. Дело в том, что Москва и Каир подписали соглашение о поставке 16 вертолетов КА-52К. Эти машины являются оптимальным вариантом для «Мистралей», исходя из тех доработок, которые были осуществлены французами по нашим требованиям в 2008 году.
Осталось адаптировать вертолеты согласно требованиям египетской стороны. А исходя из этого, российские инженеры и проектировщики будут допущены ко всем системам «Мистраля», что даст возможность разобраться в конструкции вертолетоносцев, находящихся на вооружении НАТО. Эксперты не сомневаются, что полученный опыт будет использован при строительстве аналогичных судов уже собственного производства. И начало производства «русских «Мистралей» намечено не на когда-нибудь, а на 2021 год…
Комментарии (0)