Сегодня в нашем проекте
Это самый ранний год в серии
К сожалению, цветного материала довольно мало, но мы решили довольствоваться тем, что есть, не разбавляя его черно-белыми фотографиями. Однако некоторые представленных снимков датируются 1937 годом предположительно или примерно (т.е., в реальности отдельные могут быть 1938-го или даже 1939-го).
В мирном 1937 году по всему миру шла активная автомобилизация и в этом процессе с огромным отрывом лидировали США, выпустившие за год невероятные по тем временам 4,8 млн. автомобилей. Это было в разы больше, чем производство всех остальных стран вместе взятых! Так, Англия в 37-м выпустила рекордные для неё 390 тыс. легковых и 118 тыс. других типов автомобилей, Германия – 330 тыс. машин.
Франция была на четвертом месте, но и здесь процесс автомобилизации подошёл к важной, рубежной черте: в 1937 году был закрыт парижский трамвай (восстановлен в 2006 г.). Его функции взяли на себе автобусы. Даже в самых богатых странах довоенной Европы частный автомобиль оставался предметом роскоши, позволить который могла себе, в лучшем случае, верхушка среднего класса.
Привычный нам по черно-белым фотографиям, мир довоенных улиц был такой же яркий, как и сегодня.
Вечерний Бродвей в Нью-Йорке, фотограф Ivan Dmitri, предположительно 1937 год:
Этот снимок сделан на первый вариант плёнки "Кодахром" выпуска 1937-1938 гг., отличавшейся ещё несовершенной цветопередачей (особенно в плане зелёного цвета).
Центральная часть города Вашингтон, фотограф J. Baylor Roberts, снимок для журнала National Geographic, 1937 год:
Никакого траффика на центральных улицах американской столицы почему-то не наблюдается, но все обочины запаркованы. Очевидно, снималось в середине рабочего дня.
Также видно, что окраска автомобилей не отличается особым цветовым разнообразием, преобладает чёрный.
Наиболее широко уличная жизнь 1937 года представлена на цветных снимках Берлина, поскольку в Германии как раз с того года начали активно применять плёнку Agfacolor. Она была тоже весьма несовершенна, особенно в руках любителей.
В нашем время цвет из этих поблекших кадров приходится вытягивать различными компьютерными ухищрениями.
Характерный траффик предвоенного Берлина у Бранденбургских ворот:
Несмотря на свои огромные размеры, Берлин 1930-х был городом массового велосипедизма, при этом велосипедисты "путались под колёсами" у довольно интенсивного автотранспорта — никакой специальной разметки не существовало.
Спустя 80 лет велосипедное движение в германской столице снова возрождается, но пока ему ещё далеко до предвоенного размаха. Достаточно взглянуть для сравнения на современный снимок примерно в том же ракурсе:
Ни один велосипедист не попал в кадр! Кстати, это фото создаёт ложное впечатление: проезд через Бранденбургские ворота закрыт с 1961 года.
На некоторых кадрах предвоенный берлинский траффик чем-то напоминает маоистский Пекин:
Плохое состояние плёнки позволяет с трудом рассмотреть фирменный зелёный цвет берлинского такси:
Трамваи и автобусы были светло-бежевого цвета:
Островная трамвайная остановка у Потсдамерплац:
Берлинский троллейбус существовал с 1933 по 1973 гг.:
Грузовой мотоцикл:
И какой-то гужевой супертяжеловоз:
Главная Берлинская улица Унтер-ден-Лиден уже расчищена для нацистских парадов, но здесь ещё её новое оформление не завершено (фотограф Michael Sobotta):
По всей видимости, эти конструкции с орлами были установлены как раз в 1937 году.
Улица Унтер-ден-Линден украшена к визиту Муссолини в сентябре 1937 года:
Гитлер вынашивал план грандиозной реконструкции Берлина, который должны были "украсить" здания гигантских размеров в характерном строгом стиле. Реализовать из этого успели немногое.
Одним из таких проектов "Нового Берлина" был комплекс Новой Ярмарки (фотограф Thomas Neumann):
Если Париж цеплялся за брусчатку, то Берлин от души асфальтировали.
Где-то около 1937 года путешествовавший по миру немец Franz Grasser посетил Лиссабон и оставил нам небольшую зарисовку из жизни португальской столицы того времени.
Hotel Salao Central:
Несмотря на бурное развитие в последующие десятилетия, строительство метро и широких проспектов, безудержную автомобилизацию, этот прекрасный город сумел сохранить свой маленький жёлтый трамвайчик, который стал его настоящим талисманом.
Жизнь Амстердама 1937 года также представлена на единичных цветных снимках Бернарда Ейлерса. Главная площадь города Дам (т.е. Дамба!) во время какого-то праздника, с единственным автомобилем замечательной аэродинамической формы:
В наше время автомобилей там не стало больше:
Стокгольм в 1937-м всё ещё снимали на автохромные пластинки:
К сожалению, малочисленные цветные снимки не дают полного представления о состоянии тогдашнего траффика в шведской столице. Для большинства её жителей главными средствами транспорта были трамвай, автобус и велосипед:
Самым экзотическим видом общественного транспорта выступал лифт башни Катарины, про который недавно
Как и в ряде других крупных европейских столиц, исторический центр Стокгольма в 1930-е не избежал реконструкции. Место старых домиков занимали огромные коробки офисных и торговых центров.
Рынок Hotorget расположен на площади в центре Стокгольма (фотограф Gunnar Lund), 1937:
Тот же ракурс спустя 70 лет:
Такой же торгово-офисной гигантоманией страдала и столица соседней Финляндии. Универмаг Stockmann в Хельсинки 1937 года:
Чем-то напоминает московский муляж снесённого Военторга.
Сравнение Хельсинки 1937 и 2015 гг.:
Автобусы в Хельсинки, по-моему, английские, хотя и одноэтажные:
Кругом снуют трамваи. Цветопередача у этих снимков сильно хромает, зато высокое разрешение позволяет рассмотреть детали:
В отличие от всех скандинавских стран, Амстердама и Берлина, в предвоенном Хельсинки почти не видно велосипедистов.
Как ни удивительно, нашёлся один цветной кадр уличной жизни СССР 1937 года! По всей видимости, это фрагмент кинохроники, снятый про цветоделительному методу (трёхцветки или двухцветки). При всех дефектах цветопередачи ощущение всё равно совсем иное, чем от монохрома.
Троллейбус ЛК-5 на ул. Крещатик в Киеве в 1937 году:
Кадр чрезвычайно показательный с точки зрения эволюции крупных городов в СССР. Точнее сказать - главных улиц крупных городов. Их реконструкция включает два главных элемента: асфальтирование и замену трамваев на троллейбусы или автобусы.
С 1936 года по заасфальтированной главной улице Киева (тогда ещё Воровского) вместо старого привычного трамвая начинают ходить троллейбусы. При этом проезжая часть расширена за счёт тротуаров, в результате чего пешеходам на них перестало хватать места (что хорошо видно на кадре). Советские мегаполисы 1930-х готовили к массовому автомобилизму, который придёт туда только через несколько десятилетий.
С цветным фотоматериалам 1937 года по Азии совсем плохо.
Удалось найти только размытую цветную кинохронику Токио.
Его центральные улицы в 37-м вполне походили на какую-нибудь крупную европейскую столицу. Как и Берлине, заметно много велосипедистов:
К этому времени производство собственных легковых машин (по американским чертежам) только начиналось. Редкий автопарк делили богачи и высокопоставленные правительственные чиновники:
Симпатичные автобусы с интересными защитными ограждениями на окнах:
Об азиатской родословной Токио напоминали уже немногочисленные рикши:
Встречался на токийских улицах и гужевой транспорт:
При этом надо помнить, что в Токио с 1927 года действовал первый в Азии метрополитен.
Во всей Азии по уровню развития урбанистической инфраструктуры с Токио в то время мог сравниться лишь один город - Шанхай. Конечно, в нём не было метро (появится только в 1993 г.), зато имелись высотные здания, почти небоскрёбы. Если Токио был "европеизирован" самими японцами, то в Шанхае имелись целые кварталы, заселённые европейскими колонистами. На улицах этого великого города Европа встречалась с Азией в самом прямом смысле слова.
Вполне вероятно, что эта открытка является всего лишь раскраской, но она даёт весьма яркое и наглядное представление о главной торговой улице Шанхая в 1937 году:
Сейчас там, кстати, пешеходная зона:
Увы, уже в 1937 году в Шанхай пришла (как официально считают китайцы) Вторая мировая война и город вступил в эпоху великий потрясений.
Комментарии (0)