Помню, в одной немецкоязычной библиотеке я наткнулась на книгу о событиях весны 1945 года. Книга была очень толстой и, судя по аннотации, в ней шла речь о зверствах советских солдат в Берлине. В частности, там было приведено количество абортов, которые пришлось сделать немкам.
Современным жителям Берлина это, наверное, интересно. Мне – нет. Я слишком много знаю о том, что немцы творили на оккупированных территориях (не из книг, а по рассказам бабушки). Читать после этого про какие-то аборты (даже если б это было правдой)?..
На эту же тему немцы 13 лет назад сняли фильм «Безымянная – одна женщина в Берлине».
Российские актеры сыграли в нем злодеев. Не все, конечно. Сидихин, к примеру, – майора, который пользуется беззащитностью немки, но плохого ей вроде бы ничего не делает.
А вот герой Александра Самойленко только тем и занимается, что рыскает по подвалам в поисках берлинской дамочки. Руководит им не желание отомстить, не символический дьявол, поселившийся в душе советского солдата после увиденного за годы войны. А обычная похоть.
Таких странных героев в «Безымянной» много.
Мой прадед дошел до Берлина, домой вернулся без единой трофейной тряпки, за всю жизнь ни разу не повысил голоса на свою стервозную жену. Был тихим, хозяйственным, мудрым, но имел один страшный порок – пьянство. Однако даже в черные дни запоя не проявлял ни малейшей агрессии к кому бы то ни было. Представить его гоняющимся за немками в разрушенном Берлине даже смешно. Тем не менее с героями немецкого фильма «Безымянная – одна женщина в Берлине» я его не ассоциировала. Понимаю, все люди разные. Сам фильм мне не понравился не из-за прадеда и других родственников, погибших и выживших, а из-за стремления к объективности.
Даже если подобные случаи и имели место, то крайне редко. За грабеж и насилие солдат жестоко наказывали, вплоть до расстрела.
Возможно, среди взявших Берлин были обезумевшие от ненависти красноармейцы. Ну так стоит сперва показать, что свело их с ума. Может, вести из дома? О расстрелянных женщинах и детях? Может, сожженные деревни на пути в Берлин? Виселицы с телами партизан? Воронки на месте домов? Или оставленные немцами концлагеря с газовыми камерами, печами и чудом выжившими узниками, мало похожими на людей?
Если уж сильно хочется рассказать историю немки, сделавшей аборт от русского солдата (какая трагедия!), сперва нужно показать вот это все. А то ведь у многих нынче странное представление о войне (так, год назад на одном известном русскоязычном сайте я прочитала статью о шотландцах, освободивших узников Освенцима).
Впрочем, «Безымянная» не про зверства, а про свинство.
Начинается он так. Холеные немцы и их женщины пьют шампанское и весело обсуждают грядущую победы над Россией. Муж главной героини в красивой нацистской форме отправляется на фронт. Сама героиня остается ждать любимого с победой.
А потом сорок пятый год. Те же немки, но уже не холеные, а грязные и голодные. Сидят в подвале и рассуждают, как выжить в адских условиях. Самые негордые решаются на связь с «оккупантами». То есть с русскими, которые, по сюжету, только для того в Берлин и пришли – чтоб воспользоваться беззащитными берлинскими женщинами.
Сценарий написан на основе дневника немецкой журналистки Марты Хиллерс. В своем дневнике она рассказала, как подвергалась насилию со стороны советских солдат и офицеров. То же самое, по ее словам, происходило и с другими немками.
Марта Хиллерс
Хиллерс в начале 50-х уехала в США, где опубликовала дневник анонимно. Ее имя установил примерно в 2005 году один американский журналист. Уже через три года вышел фильм на основе фантазий Хиллерс.
Теперь внимание! Многие западные историки раскритиковали дневник немецкой журналистки, усомнившись в его достоверности. А вот российским актерам на правдивость сценария, основанного на нем, плевать. Они с легкостью согласились сыграть озверевших победителей.
Какая разница, в чем сниматься и кого играть? Главное, чтоб деньги платили.
А мертвые сраму не имут.
Комментарии (4)