Есть фильмы с явной советской пропагандой, которые отталкивают сегодняшних зрителей. Но мы вспомнили не их, а самые популярные и по сей день любимые ленты. Их хочется регулярно пересматривать, хотя отдельные персонажи, которые, по идее, должны склонять нас на свою сторону, не находят ожидаемого отклика. Какие и почему?
Советскую киноклассику можно пересматривать постоянно, включая большинство фильмов из нашего списка. Артисты сыграли в них безупречно. И если они заставляют глубже проанализировать личности своих персонажей и вызывают искренние чувства, даже негативные, – то это тем более огромный актерский успех.
Без малейших претензий к таланту актеров (за одним исключением, о котором будет сказано отдельно), Anews собрал положительных героев, на которых многие современные зрители, судя по оценкам в интернете, смотрят под другим углом.
Женя Лукашин из «Иронии судьбы...»
При всем своем обаянии 36-летний врач-хирург (во что как-то совсем не верится) – это избалованный маменькин сынок с худшими проявлениями ребячества во взрослом мужчине.
Он живет сиюминутными желаниями, когда не получается – бунтует, при необходимости притворяется паинькой и не несет ни за что ответственности, зная, что ему все равно ничего не будет.
Он привык, что мама умиляется всем его выходкам, и хулигански манипулирует другими женщинами: бросает как минимум двух, которым сделал предложение, еще одну, невесту друга, призывает уйти к нему прямо на свадьбе и, наконец, разрушает личную жизнь Нади. При этом вернувшись в Москву, он намерен опять увильнуть, и совесть его не мучает.
«Невозможно раздражает главный герой "Иронии судьбы". Какой-то совершенно неприятный, наглый тип, инфантильный и совсем не ассоциирующийся у меня с мужчиной, в которого можно за одну ночь влюбиться».
«Нет никакой гарантии, что на следующий Новый год Лукашин не будет жрать заливное где-нить в Красноярске, а Надя – мотать целлофановый дождик на палец в квартире московского принца».
Рыжова из «Служебного романа»
Ну вот хорошая же тетка Ольга Петровна, искренняя, безобидная, отчаянно женственная. Самохвалов, подлизываясь после скандала с любовными письмами, абсолютно точно ее характеризует: «Милый, добрый, славный мой человечек!» Но она раздражает до трясучки.
Доводит своим коровьим томлением женатого мужчину (который, по нынешним меркам, совсем неплох: бодрый, уверенный, в меру игривый, щедрый, деловой, успешный), клеится к нему у него же дома при жене, ставит друзей в неловкое положение. А потом остается эдакой святой мученицей в платочке, выжимающей слезу и беспомощной. Даже охамевшую общественницу Шуру отшить неспособна.
«Пересматривали советские киношедевры, и муж сказал: "Блин, всегда эта овца бесила с домогательствами". И я аж обрадовалась, надо же, не одна я такая. Нет, Самохвалов тоже сочувствия не вызывает. Но эта в розочках, у которой муж с язвой на больничной койке, а она перед женатым козочкой скачет...»
«Меня больше всего коробил момент, когда она прямо с такой горестью вздыхала, что муженек возвращается из Ессентуков. Живой, собака, не сдох».
Катерина и Гоша из к/ф «Москва слезам не верит»
Из трех подружек – главных героинь Катя Тихомирова самая серьезная, правильная, умная и целеустремленная. А еще гордая и принципиальная. Но этот добротный набор качеств лишает ее прелести и теплоты, превращая в «милиционершу» с надменным взглядом и резкостью на грани припадка.
«Пересматриваю фильм и каждый раз все больше раздражает героиня Алентовой. Какая-то нервная, раздраженная, ну сухарь сухарем... однотипные интонации в голосе».
«Слишком холодная и злое лицо».
Слесарь Гоша, наоборот, излучает обаяние, но его типаж отталкивает не меньше.
Во-первых, балабол, причем уверенный, что всегда прав и что его разглагольствования всем интересны.
Во-вторых, самодовольный шовинист, который обладает довольно низким социальным статусом, но не допускает и мысли, что женщина может быть успешнее. Это притом, что у Катерины двухкомнатная квартира, «Жигули» и изнеженная дочь – все признаки «буржуазного» достатка.
И в-третьих, при первой же конфузной ситуации он обижается, сбегает и впадает в алкодепрессию, забывая про свою «мужественную» философию.
«Говноальфач. Идеал мужичонки – не мужчины, а именно мужичонки».
«Я обожаю фильм "Москва слезам не верит", но персонаж Гоши меня бесит нереально. Действительно, если задуматься о том, какое у них было бы будущее, думаю, Гоша всю оставшуюся жизнь вымещал бы на Катерине свои комплексы».
Тося Кислицына из «Девчат»
Понятно, что это комедия, и что характер озорной девицы – жанровое преувеличение. Но в данном случае это больше раздражает, чем смешит.
Ее «детская» непосредственность и циркачество – лишь прикрытие для разных малоприятных вещей, которые она говорит и делает. Конечно, без злого умысла, но все-таки получается, что с выгодой для себя, тогда как другим это доставляет неприятности.
Она болезненно любопытна и бесцеремонна. А ее состоявшаяся любовь с первым парнем на деревне вызывает неловкость – уж слишком эта Тося незрелая, и прогресса не наблюдается.
«Финский стыд. Только что приехавшая детдомовка, выпускница кулинарного техникума, сходу шмонает все тумбочки, достает дефицитные продукты, садится жрать в одну харю. Обезьяны ведут себя культурней. По ходу фильма она ухитряется обидеть даже добрейшую соседку по комнате Маму Веру».
«Народ осенило, что Тося – агрессивная хамка, прикидывающаяся невинным ребенком».
Рита из «Покровских ворот»
Честное слово, за Костика просто обидно. Ну почему, перепробовав стольких девиц, лихорадочный остряк и эрудит выбрал самую пресную?
В фильме она преподносится как девушка-мечта, то самое «мимолетное видение и гений чистой красоты». Но как же нас шмякнули об землю, когда этим идеалом оказалась тяжеловесная (при всей своей стройности) сотрудница ЗАГСа с бесконечно тоскливым взглядом и набором матронских установок.
Авторы иронично намекают, что главная «злодейка» Маргарита Павловна, которой противостоит Костик, выросла из такой же вот Риты.
Но, пожалуй, главный минус этой героини – сама актриса. Если все ранее упомянутые роли от Лукашина до Тоси сыграны блестяще, то здесь неприятию персонажа способствует бесталанное исполнение.
«Возлюбленная Костика как-то неприятна, а в их чувства я что-то не верю – "увидел и влюбился" в данном случае выглядит недостоверно».
«Вроде красивая, но крайне несимпатична. Кусок льда и деспот. Глаза как льдинки».
Настенька из «Морозко»
Настенька, конечно, красивая. Но как воплощение сказочного добра, которое всегда должно побеждать, никуда не годится, потому что готовность все стерпеть, вранье себе во вред, глупость и несамостоятельность уж точно никогда не спасут человека в трудных жизненных ситуациях. Они не помогут согреться на морозе или выбраться из леса. Разве что сделают жертвой какого-нибудь самодура и садиста.
«Жутко бесит героиня сказки. Сидит такая под елкой, хлопает глазками и нагло врет, что и тепло ей, и хорошо. В итоге ей и жениха, и деньги, и почет в деревне. Марфа – полная противоположность – режет в глаза правду-матку: да, хочу замуж; да, знаю, деньги тут дед раздает; и жопу уже отморозила. И что, с позором отправлена домой. Но она же сказала правду, черт побери! Какой вывод надо сделать? Ведь я-то считаю, что сила в правде...»
«Эти трэшовые истории воспитывают какую-то неправильную систему ценностей. Будь терпилой, подвергайся насилию, не имей собственного мнения и тогда в тебя влюбится местный нарцисс, тоже без мозгов. Она, конечно, добрая, но безмозгла-ая...»
Заяц из «Ну, погоди!»
Хоть и не киноперсонаж, но все же герой главного советского мультика, которого нельзя не упомянуть.
По идее, Заяц (в отличие от той же Настеньки) – это очень деятельное «добро», способное за себя постоять. В самом раннем детстве многие наверняка будут за Зайца, но как только мозги чуть-чуть окрепнут, Заяц перестанет казаться добрым и смешным.
Он злопамятен и не по-доброму хитер, часто злорадствует, а его самозащита перерастает в умышленное гадство, так что «слабой стороной», за которую начинаешь по-человечески переживать, становится доверчивый и отходчивый Волк. Ну и плюс, конечно, подкупает его взрослая харизма, усиленная голосом Папанова.
«Волк и Том из "Тома и Джерри" фарева! С юных лет показывается, что мелкие всегда противные».
«Заяц – натуральный мажор. Вроде пацан еще, но своя квартира. Постоянно на ведущих ролях. Шо на концерте, шо на телевидении. Нигде не работает, но везде его встречают, пропускают. Даже участвовал на встрече иностранцев на Олимпиаде-80. А это уже ого-го...»
Комментарии (5)