Если вы когда-нибудь отдыхали на Черном море (ну, а по-другому, наверное, и быть не может) - в промежутке между Туапсе и Адлером, - то знаете, какой позор и неудобства там творятся.
Железная дорога там проложена чуть ли не по головам отдыхающих. Прямо над пляжем. Хотя, нет... Лучше сказать - прямо по пляжу.
Длина этого участка – более 100 километров! Просто вспомните или представьте, - вы лежите на пляже, а над вами гоняют поезда Красноярск-Адлер.
Дорогу эту проложили еще в советское время и строителей понять можно. Дело в том, что рельеф местности там таков, что практически сразу от моря вверх уходят горы. Единственный ровный участок земли буквально прилеплен к берегу, так что другого места для поездов там просто не нашлось.
Полоска вдоль моря действительно очень узкая. Автомобильная дорога, например, там уже не влезла и потому она петляет по горам, будто какая-то змея.
"Прижатость" ж/д путей к пляжу создает и другие неудобства, - помимо шума.
Рельсы ведь нельзя переходить где попало. Только на специальных переходах. И вот представьте, вы расслабленно идете от своего места временного проживания к морю – а перед вами ж/д пути, которые нужно еще как-то преодолеть.
Практически все отели находятся по одну сторону от путей, а пляжи - по другую
А если вы с детьми? А если еще плохо видите или слышите?
И для самих поездов, кстати, такое расположение тоже не очень полезное. Скоростные "Ласточки", которые могли бы ехать 120 км/ч, на этом участке вынуждены "тащиться" на маленькой скорости, чтобы не дай бог кого-нибудь не сбить.
Страдает и бизнес – ж/д пути занимают очень много драгоценного места. Там могли бы стоять отели, рестораны, парковки, магазины. Но вместо этого – какое-то подобие промзоны. Согласитесь, не лучшее решение для лучшего курорта в стране...
Как 4 Крымских моста
Уже давно была выдвинута идея - убрать ж/д пути с пляжа и перенести их в те самые горы.
Но всё как-то медлили, откладывали... Причина была, конечно же, в стоимости.
Просто представьте, Крымский мост, который являлся чуть ли не стройкой века, на который стягивалась рабочая сила со всей страны, о котором трубили по всем каналам – обошелся в 250 миллиардов рублей.
Проект переноса ж/д путей с пляжа вглубь гор оценивается почти в 1 триллион рублей – то есть, как 4 Крымских моста!
И эти деньги никогда не окупятся. По крайней мере – напрямую. Именно поэтому долгое время проект откладывался... Но вот наконец-то появилась потрясающая новость – Владимир Путин все-таки одобрил проект и дорогу начнут строить.
Срок окончания работ – 2030 год. Вроде бы не скоро, но время имеет свойство пролетать очень быстро...
Какие плюсы:
Ну, во-первых, решаются все те проблемы, о которых было сказано. Курорты Черного моря становятся более удобными, комфортными. Становится больше отелей (а значит, увеличивается конкуренция, что всегда хорошо). Сокращается время поездки.
Во-вторых, подобная стройка – это мощнейший драйвер развития экономики. Ведь когда государство тратит 1 триллион на инфраструктуру – это не то же самое, что вы тратите 1000 рублей в Пятерочке. В том смысле, что государство отдает этот триллион, можно сказать, внутрь самого себя:
– На заказы многочисленным заводам (от цементных, химических и сталелитейных до заводов типа КамАЗ или УралВагонЗавод)
– На зарплаты непосредственно рабочим (строителям, водителям, электрикам, железнодорожникам и т.д.).
Да, какая-то часть уйдет и заграницу. Например, на закупку всяких там экскаваторов или какого-то недостающего оборудования. Какую-то часть и растащат, естественно...
Но все равно, как показал опыт строительства Крымского моста, Тавриды, БАМа, порта в Усть-Луге и прочих подобных мега строек – деньги, вложенные в стройку, загружают отечественную промышленность и создают множество рабочих мест.
Тем более что государство потратит на весь проект только около 300 миллиардов. Остальное вложит РЖД.
В-третьих, и это еще один мощный плюс – курорты Черного моря смогут вмещать больше туристов.
Граждане РФ, которые отдыхают за границей, каждый год вывозят из России порядка 2 триллионов рублей (их они тратят в Турции, Египте, Таиланде и т.д.).
При этом, отели Сочи остаются переполненными. Если убрать ж/д пути с пляжа и построить еще несколько сотен отелей, то это может "задержать" в России несколько сотен тысяч туристов.
Пусть за счет этого мы задержим хотя бы 5% от тех 2 триллионов вывозимых рублей (100 миллиардов) – тогда всего за 10 лет новая мега стройка оправдает себя.
Таким образом, хоть дорога и не окупается напрямую, но если смотреть шире, в рамках экономики в целом, то государство выигрывает.
Как пройдет новая дорога
Раньше путь из Краснодара выглядел так. Поезда шли на Горячий Ключ, оттуда на "Майкопскую ветку", далее спускались к морю в Туапсе и ехали вдоль этого самого моря до Сочи и Адлера.
Сейчас же предлагается, немного не доезжая до моря, сразу свернуть в горы. Если более точно, то дорога теперь пойдет от станции Кривенковской, далее – в Калеж, и уже оттуда в Сочи.
Естественно, горная стройка – очень сложна. Нужно будет возводить мосты и рыть тоннели, укреплять склоны, проводить ЛЭП и решать вопросы с лавинами, селями и землетрясениями. Отсюда и такая цена. Обычная дорога такой же протяженности стоила бы на порядок меньше.
Н о разве это не улучшение нашей жизни и самой России? И могли ли мы мечтать о таком в 95-м или даже в 2005-м?
Комментарии (26)